?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О фантастике как сценарной основе
Breviarissimus
breviarissimus
Возвращаюсь к собственным рассуждениям о только что испечённой экранизации «Обитаемого острова» и бреду мыслью далее. Взявшись перебирать произведения фантастической направленности, достойные быть увековеченными на широком экране, бысть мне зашедшу во временной тупик. В самом деле, что научная фантастика, что фэнтези, ныне переживают не лучшие времена. Всё самое лучшее уже было написано, как мне грешному сдаётся.

Вершины фэнтезийной литературы создали её отцы-основатели – Ховард, Лавкрафт и Толкиен. При этом «Властелин колец» и «Конан» уже экранизированы (удачно) и только мистические истории про Ктулху и Азаг-тота ждут своего адекватного отображения в лучших традициях классического ужастика. Пожалуй, лишь Стивен Кинг радует голливудских режиссеров, и заодно нас, зрителей, выпекая очень «кинематографические» произведения в широкой жанровой палитре: от неторопливых и почти научных «Лангольеров» до нагнетающих мрак «Сияния» и «Кладбища домашних животных». Но полностью относить его по ведомству последователей Лавкрафта не представляется возможным, ибо в творчестве Кинга очень сильны традиции Э.По с его символизмом, да ещё, пожалуй, вполне реалистических по антуражу Меллвила и Бирса. Экранизаций последнего, кстати, я вообще не припоминаю – тут, вне всяких сомнений, киношники изрядно промахнулись.

Обозревая просторы SF, моя рука раззуделась уже более широко, так как число достойнейших авторов, не охваченных всесильным вниманием Голливуда, в этом жанре особенно велико. Ларри Найвен с его «Миром Кольца» - это вам не мелочь по карманам тырить, здесь размах идет уже на эпопею, равновеликую кольцам Средиземья… Напрочь предан забвению Хол Клемент, писатель очень качественный и «ровный», ежели можно так выразиться, проходных вещей у него практически нет. Отдавая себе отчет, что воссоздать мир планеты-гиганта, лишь чудом не превращающегося в солнце, населенной десятками рас, выживающих при гравитации, в сотни раз превышающей земную – задача нетривиальная даже при сегодняшних возможностях компьютерной графики, я констатирую что его роман «Операция «Тяготение» еще долго будет невостребованным Спилбергами & Ko. Увы. С другой стороны, блестящий «Огненный цикл» просто таки просится на экран – тут тебе и трогательная сентиментальная дружба землянина и аборигена, и остроумная задумка мира планеты, обращающегося вокруг звезды-красного карлика, которая сама, в свою очередь, вращается вокруг гигантского голубого светила, что порождает фантасмагорическую и регулярную смену климата на планете, и чередование живущих рас (в зависимости от «холодных» и «горячих» периодов погоды), и проблемы этического свойства (земляне настойчиво пытаются спасти «холодную» расу, когда выясняется, что зарождение «горячего» вида жизни невозможно без смерти «холодных»)... Куда смотрят продюсеры, мать их ети?

А уж при упоминании Ст.Лема меня просто начинает колотить от самой мысли, что столько лучших образцов мировой НФ, сокрытых в его томиках, пылятся под спудом. Причудливый социум «Возвращения со звёзд», в котором Лем полемизирует с теоретиками коммунизма, где население Земли поголовно подвергнуто «вакцинации от насилия» («бетризация»), розовый мир гламура и порожденные этим сублимации агрессивного субэго Homo Sapiens – чем не сценарий антиутопии для Стоуна? Ждут своего часа психологические истории о пилоте Пирксе, хотя уже и была робкая попытка их экранизации в виде совместной советско-польской поделки «Дознание пилота Пиркса» (1979 г.). Кроме того, на мой взгляд Трурль и Клапауциус, герои многочисленных киберсказок, могли бы стать героями анимационной ленты, выполненной в притчевой манере, а бесподобный лемовский юмор привнес бы ту толику улыбки, отсутствие коей так вредит сегодняшним монстрам мультипликации, вроде Миядзаки.

Но самый лакомый «синематографический» кусочек у Лема – это вне всяких сомнений – «Непобедимый» (в точном переводе названия - «Непобежденный»), вышедшая в 1964 году. Небольшая по объему повесть о столкновении человека с некроэволюцией, цивилизацией роботов, выродившихся из квазиразумных монстров в нанопыль, достойна руки самого Камерона с братками Вачовски на подхвате… Оставляя в стороне идейную подоплеку произведения (возможность вовлечения механической цивилизации в биоценоз планеты; разумность и необходимая мера мести как проявления воли человека; принципиальная невозможность контакта с негуманоидами), я вижу на страницах «Непобедимого» столько шикарных боевых сцен с участием техники, людей и их противника – аморфной и непознаваемой Тучи, что небрежение данной книгой со стороны режиссеров, мастеров экшена, представляется мне нетерпимым. Кроме того, там есть ГЕРОЙ – мужественный, достойно ведущий себя в экстремальных ситуациях, включающий в нужный момент интеллект (а не плазменный меч аки большинство героев боевичков), с нужными пропорциями самоиронии и рефлексии. Я отношу указанное произведение к высочайшим вершинам жанра SF, равному которому давным-давно ничего не выходило в свет. Его экранизация, при солидном (но отнюдь не запредельном) бюджете и грамотной режиссуре Мастера могла бы стать событием с большой буквы.

Сама повесть доступна по этой ссылке.

P.S. Лему катастрофически не везло ни с экранизациями, ни с иллюстрациями. В частности «Непобедимый» выходил исключительно без иллюстративного ряда. Отрадно, что ныне имеются энтузиасты, восполняющие этот пробел:
- нумер раз
- нумер два (но у этого товарища все графические работы вперемешку, так что надо пролистывать журнал назад).


  • 1
>>> теоретиками коммунизма, где население Земли поголовно подвергнуто «вакцинации от насилия» («бетризация»)

Вот даже не знаю, о каких теоретиках идёт речь. Насколько мне помнится, насилие коммунистами не отвергается от слова совсем.

С "вакцинацией от насилия" я впервые столкнулся в школе. Лет было мне 10-11, и я любил читать. Поэтому друзей у меня было немного, чтобы не сказать совсем не было. Все мои однокашники на перемене носились как угорелые, а я предпочитал стоять возле стенда с газетами. И вот однажды в "Пионерской правде" стали публиковать кусками фантастический текс какой-то литрессы. Сюжет вкратце такой: прилетели инопланетяне, не понравилось им у нас - очень много насилия, и давай распылять чота в воздухе, все стали смирные и послушные. И из текста я понял, что автор нифига не раза этому обстоятельству. Политического чутья мне хватило понять, что тотальная пасификация человечества не является идеалом по крайней мере редколлегии "Пионерской правды".
Так что мой персональный опыт подсказывает мне, что "вакцинация от насилия" может каким-то теоретикам коммунизма и была мила, но практикам социализма точно не близка

  • 1