?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О музыкальной русофобии
Breviarissimus
breviarissimus

Руинированная быв.Украина ныне соревнуется в градусе русофобии со своей старшей наставницей, Польшей. Помимо собственно политиков, плюющих во всё русское по долгу службы, особо отличаются на сей ниве "мастера культуры" - вроде пана Видоплясова Скрипки, экс-любимицы московской публики А.Роговцевой, лямого О.Лютого, жутковатой Русланы и тьмы клоунов с канатоходцами калибром поменьше. Чуть не выскакивая от усердия из аквариума, жовто-блакитные насекомые портят воздух окружающей публике, рассказывая про гиркую участь хохломовы (Oh, mein Gott!) при клятых москалях, заветы кобзаря и несут прочую карликовую лесюукраинку, чьи т.н. "заслуги перед мировой культурой" раздуваются насосом пропаганды до стадии недержания. Впрочем, наши маленькие кыянские друзья, плящущие гопак на предметном стекле микроскопа, все лишь пользуются историческим опытом ляхов, во времены оны изрядно понаторевших в гноблении достижений русского духа.

В 20-30-ые годы ХХ века, когда "уродливое детище Версальского договора" обрело независимость, местечковые ребе деятели искусств, которых ранее погнали бы из тапёров Нижнеломовского синематографа, вышли (внезапно!) в светочи польской державности. Вклад многих из них в культуру Польши исчерпывался по большей части, непотребными репликами в адрес Чайковского, Дягилева, Пушкина и прочих неполноценных московитов, порицавших Ржечь Посполиту и её бунташное население, а также пакостями и доносами на русских эмигрантов. К числу самых поганцев можно отнести, к примеру, композитора Адама Венявского (1876–1950), польско-еврейского (кто бы сомневался) происхождения. Правда, справочники скромно упоминают о пане Адаме по большей части как о племяннике действительного виртуоза скрипки, Генриха Венявского (подробнее о семействе Венявских можно прочитать здесь), а к числу приоритетов сего персонажа относят "общественную деятельность". В частности, с 1928 г. Адам Венявский руководил Варшавским музыкальным обществом и занимал пост директора Высшей музыкальной школы им. Ф.Шопена, а с 1932 г. возглавил Союз польских композиторов. Композиторов начальник, короче говоря, и певичек командир.

О способностях и наклонностях пана Венявского-племяша, далее - в заметке А.Яблоновского, опубликованной в "Возрождении", Париж, № 2125 от 28.03.1931 г.


Скандальчик

Александр Яблоновский.

Торжественный день в Варшаве. Именины маршала Пилсудского. В национальной опере -парадный спектакль. Присутствует президент республики, иностранные дипломаты, министры, депутаты, сенаторы. Театр переполнен.

Идёт новая опера пана Адама Венявского - "Король - любовник". И вдруг, в публике замешательство и недоумение ...
- Какая же это опера? Это фарс, пошлый фарс!

По сцене, в одном белье, "король" бегает за своей любовницей. Любовница пищит, взвизгивает, хохочет и ведёт себя, как та щедринская горничная, которая заявляла своему обожателю:
- Еще ничего я от вас не видела, а вы уже щиплетесь!...

Конечно, в публике негодующий шёпот, пожимание плечами, протесты:
- Нечего сказать, выбрали оперу для торжественного спектакля! ...

Наконец, президент республики подает пример. Чувствуя, что чаша переполнена, он встаёт и уезжает из театра до конца представления. За президентом встают дипломаты, министры, сенаторы....

Так кончился торжественный спектакль пана Адама Венявскаго. Для композитора это, конечно, удар и большой удар. Но напоминаем читателям, что пан Венявский прославился в Варшаве как свирепый гонитель русской музыки и русских музыкальных рецензентов.

Нашу музыку пан Венявский печатно назвал "диким варварством", а Мусоргского именовал даже "пьяным варваром". Рецензентам же русским пан Венявский просто грозил высылкой из Варшавы "за непочтительность".

И вот, сама судьба отплатила теперь польскому композитору за его несправедливую суровость к русскому музыкальному творчеству. Мы не хотим злорадствовать над чужим несчастьем, но не можем не напомнить факта:
- Когда в Париже, в Лондоне, в Риме, в Нью-Йорке идут оперы "пьяного варвара" Мусоргского, то короли и президенты, депутаты и сенаторы слушают, затаивши дыхание, и сидят до конца. Но когда в Варшаве идёт опера пана Венявского, то президенты бегут, а сенаторы имеют такой вид, как будто их кипятком обварили.





  • 1
  • 1