Breviarissimus (breviarissimus) wrote,
Breviarissimus
breviarissimus

  • Music:

О верности флагу

Попалась на глаза небезынтересная история про последнее судно, бороздившее мировой океан в 30-ые гг. ХХ века под флагом уже покойной Российской империи. Возможно, были и другие прецеденты, но покуда мне доступна только эта информация: моторная шхуна "Михаил" рыбопромышленника М.Е.Субботина, ушедшая в Норвегию в 1920 г., ходила под трёхцветным флагом по крайней мере по состоянию на 1937 г. Источник: "Возрождение", Париж, № 4095 от 10 сентября 1937 г.



Под трехцветным флагом

ШХУНА "МИХАИЛ"

Единственное судно в мире, плавающее до сих пор под русским трехцветным флагом, это моторная шхуна "Михаил", принадлежащая М.Е.Субботину, известному архангельскому рыбопромышленнику и коммерсанту довоенных лет. На страницах "Шанхайской Зари"* приведён интересный рассказ об этой шхуне М.Тимрота. Передаём его вкратце.

Субботин построил шхуну ещё в 1914 году (грузоподъемность 150 тонн). Приводится "Михаил" в движение шведскими дизелями, работающими безотказно со дня постройки. В 1918 году шхуна была обстреляна немецкой подводной лодкой и взята в плен вместе с её хозяином. Корабль был подбит снарядом, но не пошёл ко дну, так как был полон тюленьим жиром. Немцы его отпустили. При помощи случайно встреченного парохода, судно дошло до Александровска, причём но пути немцы снова обстреляли шхуну. Было убито 17 человек, в том числе родной брат владельца.

"Михаил" затонул около Архангельска. При англичанах он был поднят и отремонтирован. Затем он ходил с грузами для северных белых армий в Норвегию. В феврале 1920 г. большевики захватили "Михаила", но благодаря содействию друзей, шхуне удалось уйти за границу. При этом на борту "Михаила" выбрались из советской России члены одной дипломатической миссии со всем их багажом, кассой и документами. За спасение миссии Субботин ничего ни от кого не получил, несмотря на самые широкие обещания.

Со времени ухода в иноземные моря, "Михаил" плавал в Англии, в Бельгии, Голландии, Германии. Главным образом он работает, занимаясь по старому тюленьим промыслом, со скандинавскими портами. До сего времени Субботин никогда не спускает кормового трехцветного флага, поднятого ещё в 1914 году. Флаг изветшал, но капитан и команда берегут его, как святыню.

Несколько лет назад полпред Михайлов** явился на борт шхуны, чтобы уговорить Субботина вернуться в СССР. Встретив отказ, большевики стали требовать возвращения "украденного" корабля дипломатическим путём. Все притязания их были отвергнуты благодаря поддержке норвежских властей. В скандинавских водах "Михаил" известен даже в самых маленьких рыбачьих посёлках и его владелец, капитан и русская команда, встречают всюду самое тёплое отношение. Шхуна приписана к торговому порту Осло.


Прим. breviarissimus:

* "Шанхайская Заря" (1925-1940) - русская зарубежная ежедневная газета. Издатель и главный редактор М.С.Лембич. После смерти Лембича директором-издателем стал Л.В.Арнольдов. Одна из наиболее тиражных газет русского белого Китая.

** Елинсон (Михайлов) Лев Михайлович (1872-1928) - большевик (парт.псевдоним "Политикус"), председатель первого легального Петербургского комитета РСДРП(б). С октября 1921 г. до июня 1922 г. - дипломатический представитель РСФСР в Норвегии. Подробности биографии здесь,

Tags: Большие люди, Кусочек науки, Эмиграция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments