Breviarissimus (breviarissimus) wrote,
Breviarissimus
breviarissimus

Categories:
  • Music:

О песне "Весна в Париже"

В записи "О Вере Бравиной-2" была выложена, в исполнении рижской певицы, чрезвычайно понравившаяся мне интимная песенка "Весна в Париже".





Меня заинтересовала история данной песни и вот что выяснилось. Авторами её являются поэт К.Н.Подревский и композитор Б.А.Прозоровский. Время написания - не позднее 1927 г.



"Подревский Константин Николаевич (1889-1930). Отец был политическим ссыльным, занимался литературной и публицистической деятельностью. В 1894 г., получив право на возвращение, семья переехала в Астрахань, где Подревский-старший занимался педагогической деятельностью (впоследствии, в некрологе он будет назван лучшим педагогом города, создавшим "в одном своём лице просветительное учреждение"). Его сын Константин после окончания Астраханской гимназии учился в Киевском университете. Поэт, автор стихов к известному далеко за пределами России романсу "Дорогой длинною", а также стихов к романсам: "Твои глаза зеленые", "Мы с тобой навек разлучены...", "Брось тревогу" и др." Много работал совместно с композитором Б. Фоминым. "Профессиональным литератором Подревский считал себя "с 1922 года" - очевидно, после развода с первой женой. В 1920-е – 1930-е гг. на эстраде с большим успехом исполнялись песни и романсы на его стихи. В наше время К.Н. Подревский практически забыт, даты его жизни удалось узнать, прочитав их на урне с прахом поэта в закрытом колумбарии Донского кладбища в Москве. Скончался К.Н. Подревский в 1930 году." (источник).




Прозоровский Борис Алексеевич (1891-1937?). Врач по профессии. Первый романс Прозоровского - "Экспромт", на стихи его друга Ю.Трейчке был издан в 1911 г. Несколько его романсов в 1916 г. были опубликованы в сборнике "Песни любви и печали". В Первую мировую войну служил военным врачом в лейб-гвардии Волынском полку. В 1917 г. - в Тифлисе в распоряжении Кавказского окружного военно-санитарного инспектора. Здесь он, в 1920 г., знакомится со 19-летней студенткой тифлисской консерватории Тамарой Церетели и с которой началась их совместная концертная деятельность. В 1923 году Прозоровский перебрался в Москву, где с участием Прозоровского было создано творческое содружество "Павлиний хвост", в котором он стал заведовать музыкальной частью. Весной 1923 г. состоялся первый авторский концерт Прозоровского в Малом зале Дома Союзов с участием Н.Обуховой, Е.Катульской, А.Матовой, В.Поповой, С.Юдина. Осенью 1923 г. в Москву приехала Т.Церетели; её исполнение романсов Прозоровского получило всеобщее признание; начались их многочисленные и успешные гастроли по стране. В 1924 г. Прозоровский написал романсы "Кольца", "Мне жаль черёмухи моей", "Мы только знакомы" и пр.

В феврале 1925 г. против Прозоровского было сфабриковано дело "о даче взятки за концерт". Он был арестован и выслан из Москвы с запретом на выступления в столице сроком на 3 года; помогли гастроли в Крыму и на Кавказе. Весной 1929 года в Ленинграде состоялась Всероссийская музыкальная конференция, на которой было окончательно решено запретить исполнение и издание романса, так как "наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка "этого типа“, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества". Как композитор "мещанской музыки" и дворянин, в 1930 г. Прозоровский был арестован и отправлен на Беломорско-Балтийский канал на 3 года. Здесь он работал врачом.

Вернувшись в Москву, Прозоровский узнал, что Т.Церетели стала знаменитостью и выступает с другим аккомпаниатором - Зиновием Китаевым. Эта ситуация привела к появлению знаменитого романса "Мы только знакомы". Прозоровский стал выступать с Даниилом Олениным, но вскоре Прозоровского снова арестовывают по обвинению в моральном разложении армии и флота и отправляют в Сибирь, в Хабаровский край. 31.07.1937 года нарком внутренних дел Н.Ежов издал приказ: "Предписываю начальникам республиканских, краевых и областных УНКВД в течение 4 месяцев, с августа по ноябрь 1937 года, провести операцию по изъятию и репрессированию антисоветских и социально опасных элементов, которые содержатся в тюрьмах, лагерях, трудовых по селениях и колониях, а также членов их семей, способных к активным действиям". Были определены две категории наказания. Борис Прозоровский попал под первую - его расстреляли. По одним источникам Борис Прозоровский был расстрелян в 1937 г. по другим - тоже расстрел, но раньше; по третьим источникам Прозоровский умер в 1939 г. Реабилитирован в 1957 г. "за отсутствием состава преступления". (подробнее о печальной судьбе Б.Н.Прозоровского можно прочитать здесь, иллюстрации позаимствованы там же).




Песня "Весна в Париже" была посвящена авторами известной в то время эстрадной дизезе Лидии Николаевне Колумбовой (скорее всего - сценический псевдоним). Годы жизни неизвестны. Она была первой исполнительницей танго "Маленький Джонни" Бориса Фомина на слова Веры Инбер в сер. 20-ых гг. Когда-то, до революции 1917 г., Колумбова блистала в первом составе театра-кабаре "Летучая мышь" Н.Балиева. "Как признанного мастера исполнения интимных песенок и шансонеток ее сравнивали с Ивет Гильбер." (источник). Судя по тому что мы знаем о любимой модели импрессиониста Тулуз-Лотрека, шансонетке Иветте Гильбер, Л.Н.Колумбова работала в острохарактерном жанре кабареточных куплетов и гротесковых "жизненных зарисовок" - см., к примеру, восторженный очерк об И.Гильбер, принадлежащий перу одного из светил русской дореволюционной журналистики Власа Дорошевича.


ТЕКСТ ПЕСНИ

Была весна в Париже.
У крошки Лиззи рыжей
Хоть ротик нежный, детский,
Но взгляд - зовёт!

В простой дешевой юбке,
С корзинкой в ручке узкой -
Она весенние фиалки продаёт.

П р и п е в:
Шумом полны бульвары,
Ходят, смеются пары,
Шумным людским потоком
Полон весной Париж!
В жилах огонь струится -
И может всё случиться,
В этом огне веселья
Ты - дитя - сгоришь!

Студент взглянув, смеётся:
- Купить у вас придется:
Приманка ваши губки
Для нас, повес! ...

Но о цене - ни слова
- Для бедняка такого,
Вы в вашей драной юбке
Лучше всех принцесс!

П р и п е в.

И вот встречаясь взглядом,
Идет он с нею рядом,
Но все намеки грубы
В толпе людей.

И лишь в глухой аллее
Она прильнет смелее -
Мои цветы, подарки, губы -
Всё в огне!

П р и п е в.



Tags: Большие люди, Кусочек культурки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments