?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О вейках
Breviarissimus
breviarissimus

Сегодня вниманию почтеннейшей публики предлагаются воспоминания необычного рода - "этнографический городской очерк." Достаточно специфический жанр, который мог возникнуть только в многонациональной империи, объединившей под своим стягом сотни национальностей, впитавшей культуры народов, населявших бескрайние земли от саамской тундры до песков Каракумских пустынь. И столичный Санкт-Петербург, выросший на границе взаимопроникновения русской и балтской цивилизаций естественно не мог не стать "плавильным котлом", сохранившим в своём облике разнородные чёрточки, отблески вавилонского столпотворения, давшего на выходе блестящий европейский город, строгую северную Пальмиру, - не чурающуюся вологодских, да чухонских корней.

Публикация А.Покровского о петербуржских традициях нач. ХХ века, связанных с масленничными гуляниями и деятельным участием в оных извозчиков из Финляндии, позаимствована в газете "Возрождение", Париж, № 281 от 10 марта 1926 г. В целях сохранения очарования текста посмел сохранить традиционное написание, масляница.

P.S. Забавно, что автор статьи, оперный певец А.Д.Покровский, повествующий о специфически питерских "обычаях" - не коренной петербуржец, а уроженец Нижнего Новгорода, переехавший в 90-ых гг. XIX века в столицу для обучения в Консерватории.

P.P.S. По поводу примечания №10 к тексту - требуется помощь питерских краеведов.


Русская масляница

Александр Покровский (1)

О ВЕЙКАХ

- Вейка (2), милый старинный друг наших детских и юношеских лет. Мы не забыли тебя, хитро-добродушный "чухонец", ныне гражданин Финляндской республики.

Как сейчас слышится звон бубенчиков на дуге оглобель твоих маленьких санок, из которых так легко было вылететь (в чём для нас заключалась особая прелесть катанья!)

Мы ясно, ясно видим твою оригинальную физиономию большей частью без усов, но с интересной бородой, растущей где-то под подбородком. На голове у тебя шапка из заячьего, волчьего, беличьего, а то и просто из собачьего меха с наушниками для ушей: еще бы, в 20-25 градусов ниже 0 проводить целый день на воздухе!

О, как чудесен был этот мороз, как целебен этот сухой воздух. На тебе одета финская шубка поддёвка, а иногда и меховой армяк как у наших северных крестьян: ведь вы земляки. На ногах валенки, часто с красной или зелёной вышивкой. А кнут, твой классический кнут! Впрочем хлестать твою лошадку и не надо, она ушами чуяла стук по санкам этого кнута и не надо, она ушами чуяла стук по санкам этого кнута и несла. Она не позволяла себя ударить, гордая.

- Вейка, вейка, милый вейка, не звенишь ты уже на улицах столицы Петра Великого.
- Вейка, вейка.
- Грош копейка!

- Кричали бывало уличные мальчуганы, желая тебя подразнить. Но ты был хладнокровен, как холодны твои финские скалы и как спокойны фиорды в шхерах.

Вейки разделялись на два основных типа: настоящих и поддельных. "Настоящие" в свою очередь делились на далёких и близких. Позвольте разъяснить. "Настоящие" это действительные финны. "Близкие" это жители чухонских колоний под Петроградом Паргалово (3), Левашево (4), Белоостров (5), Лахта (6). Такие колонисты прекрасно понимали по русски и даже недурно говорили.

Но мы особенно ценили самых настоящих веек, приезжавших из Перкиярви (7), Уси-Кирка (8) и даже Выборга. К близким мы присмотрелись. Раз-два в неделю они приезжали рано утром на базар или развозили по частным квартирам молоко, "лифки", "варок", "митану". Незабвенно чудесные сливки!

В летнее время мы жили у них на дачах. Словом, это были наши "семейные" чухонцы. Интересно для молодежи было достать "настоящего" далёкого вейку откуда-нибудь из-под Выборга. По русски они только и знают:
- Рицать копеек.
Конечно, принимали и рубли. Но торговаться начинал с "рицати копеек".

Такие "вейки" имели прекрасных лошадок и хороший подбор упряжи. Это были финские маленькие буржуа, приезжавшие на русскую масляницу и заработать, и посмотреть невскую столицу, т.е. "погулять" в трактирах и различных весёлых учреждениях большого города. Бывали такие случаи, что такой вейка оставлял в заклад и санки, и лошадь, и земляки помогали ему возвратиться домой на свою маленькую ферму.

"Вейки" останавливались главным образом в районе Ситного рынка на Петербургской стороне (9), против Александровского рынка (10), на Выборгской стороне по шоссе в Выборг.Туда приходилось совершать специальную поездку, чтобы взять "на прокат" лошадь. И вейка без всякого залога давал нам коня и санки. Он сам абсолютно честен и верил честности клиента.

Но клиенты, разумеется и не думали надувать "вейку", студенты, пажи, лицеисты, гимназисты, реалисты, кадеты - вот главная клиентура. Для них важно было "самому" управлять, прокатить свою "даму", которой нет ещё 16 весен.

... Помните снегом усыпанные дорожки - аллеи Елагина (11)?

Острова, молчаливые ели, убранные в снежное серебро, чарующие лучи луны. Лошадка остановилась, потому что вы не опустили вожжи. Так чудно, так темно и уютно в парковой аллее. Какая тишина! Встряхиваются бубенчики, но они не нарушают великого молчания, которому страшное имя - любовь...

Чу! Гремят колокольчики и бубенчики: вас нагоняют компаньоны веселой поездки. Скорее вперёд!

А вот компания "ненавистников женской чепухи": корнет, студент, гимназист и гардемарин. Этот квартет в общей сложности не имеет 80 лет. С гиком и хохотом они, признанные весельчаки и "души общества", прозванные "несносными интриганами" среди женской молодежи, несутся вперёд и дают маршруты.

- Господа, - срывающимся басом кричит гимназист, - на Поклонную Гору (12), в Озерки (13), в Левашово.

И помчались... А вейки - хозяева терпеливо ждут клиентов за бутылками пива где либо в трактире и играют в кости, попыхивая из своих знаменитых коротких трубок - люлек русскую махорку.

Чуть не забыл про "поддельных" веек! Это пригородные крестьяне из Лигово (14), Сергиево (15), Ораниенбаума (16), а также легковые извозчики, которые вообще презирали "чухонцев".

- Вестимо дело: канкаренция, только настоящий барин на такой ерунде не поедет. Для барского катанья лихач, вот это дело настоящее, - утешались они но жестоко ошибались: масляная неделя была масляницей для веек и великим постом для петербургских "Ванек".

Некоторые из них переодевались под чухон, но такой масляничный маскарад успеха не имел.

Александр Покровский


Прим. breviarissimus:

1) Александр Доримедонтович Покровский (сценический псевдоним "Александрович") (1881-1959) - родился в Нижнем Новгороде, в семье священника Доримедонта Васильевича Покровского (1832−1918) и его жены Екатерины Васильевны. Предположительно Д.В.Покровский состоял в родстве с Н.А.Добролюбовым. Проживала семья Покровских в доме по ул.Звездинской №13 (его соседом, д.№11 по Звездинке, был Василий Сергеевич Сергеев, занимающийся строительными подрядами и которому его тётка, Акулина Пешкова, безуспешно пыталась пристроить будущего писателя А.Пешкова в качестве чертёжника.

Окончил Петербургский университет (по одним сведениям физ-мат., по другим - биологический факультет), но стал знаменитым оперным певцом, выступавшим на сценах Мариинского (с 1909 по 1919 гг. был солистом Мариинского театра) и Большого театров (в 1916 г. исполнил партии Ленского и Берендея, театров Парижа, Лондона, Берлина, а также Барселоны, США и Южной Америки, участвовавшим в 1913 г. совместно с Ф.И.Шаляпиным в "Русских сезонах" в Париже, много гастролировавшим по России. В 1919 г. А.Д.Александрович эмигрировал в США, где продолжил свою музыкальную карьеру, стал автором нескольких музыкальных произведений и книги воспоминаний "Записки певца", изданной в Нью-Йорке в 1955 г. С 1922 г. жил в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Младший брат выдающегося астронома русского астронома К.Д.Покровского (1866-1944), одного из создателей Пермского университета, основателя кафедры астрономии Томского университета.

2) Из Ушакова: Вейки, м. вейки, ж. (финск. veikko - друг, товарищ). В дореволюционном Санкт-Петербурге - финн-извозчик (в словаре Фасмера оговаривается - "эстонец") с разукрашенной ленточками и бубенцами запряжкой, приезжавший для катанья на масленице. См. также иллюстрированный пост у тов.pantv: "О финских извозчиках в Петербурге".

3) Парголово - ныне пос. Выборгского р-на Санкт-Петербурга. В 1746 г. "Парголовская мыза" была подарена Елизаветой графу П.И.Шувалову. "Считается, что местное название происходит от бывшей здесь старинной деревни Паркола (фин. Parkala) которое родилось от финского имени Парко. В то же время древняя легенда выводит название Парголово из финского слова "пергана" - черт."

4) Левашово - ныне пос. Выборгского р-на Санкт-Петербурга. Возник как станция на ж/д в 1870 г. Было названо по соседнему дворцу В.В.Левашова (1783-1848), одного из наиболее выдающихся вельмож николаевской эпохи.

5) Ныне дачный посёлок в составе Санкт-Петербурга, быв. деревня на Выборгском тракте (от фин. Valkeasaari - "Белый Остров"). В 1870 г. в 6 км на юг от деревни прошла железнодорожная линия в Финляндию. На границе с Великим Княжеством Финляндским организовали приграничную станцию с таможней и пограничной заставой. Станция получила название по имени деревни - Белоостров, а собственно деревня стала называться "Старый Белоостров".

6) Лахта (от фин. Lahti - залив) - исторический район Санкт-Петербурга на берегу Финского залива (муниципальный район Лахта-Ольгино). С начала XVIII в. там располагалась усадьба Петра I "Ближние Дубки". С 1766 г. мыза Лахта принадлежала Григорию Орлову.

7) До 1948 г - пос.Перк-ярви (фин. Perkjärvi) волости Муолаа, ныне Кириллово. С 1870 г. - ж/д станция (Asemakylä - фин. "пристанционный поселок").

8) Уусикиркко, ныне Поляны Выбогского р-на Ленобласти. Посёлок у озера Кирккоярви, известный с 1445 г. С конца XIX в. - ж/д станция, одно из мест дачного отдыха санкт-петербуржцев. Известно было также по туберкулёзному санаторию "Халила".

9) Первый рынок в СПБ, изначально (с 1705 г.) располагался на Троицкой площади, но после пожара 1710 г. переехал напротив кронверка Петропавловской крепости, ныне Сытнинская площадь. Современное название его - "Сытный" - неверно, поскольку в основе топонима лежит диалектизм из говора крестьян Владимирской губернии, основных поставщиков продовольствия. "Ситно поисть".

10) Относительно топонима "Александровский рынок" возможны два варианта, и здесь не помешала бы консультация знатоков истории СПБ. Насколько я понял, речь может идти либо про Старо-Александровский рынок на перекрёстке Невского и Полтавской, уже к тому времени (а речь идет о, приблизительно, 1898 - 1903 гг.) перестроенного в частично жилое здание, либо о рядах Ново-Александровского рынка, пассажах построенных по проекту А.К.Бруни на Садовой улице в 1865-68 гг.

11) Елагин - остров в дельте Невы, площадь 94 га, в составе Санкт-Петербурга (фин. Мистулансаари - Мишин остров). Находился во владении императорской фамилии, свободный доступ в парки Елагина открыт с 1826 г. Ныне на территории острова находится ЦПКиО им.Кирова.

12) Поклонная гора - возвышенность в Выборгском р-не СПБ. В XIX веке получает известность как видовая точка, а также становится популярным дачным местом. В настоящая время как архитектурная доминанта утеряна.

13) Озерки - исторически сложившийся район на севере Санкт-Петербурга получивший название от Парголовских озёр, в составе города с 1963 г. Одноименная ж/д станция располагалась на 10-ом километре от Финляндского вокзала, между озёрами Верхним и Средним.

14) Лигово - исторически сложившийся район на юго-западе Санкт-Петербурга. Изначально это была ижорская деревня Лихала (фин. Liihala) на речке Лига (ныне Дудергофка). Известный дачный посёлок "Новые места" начал расти здесь с 1899 г. В дальнейшем, местность начала застраиваться коттеджами для постоянного проживания и с 1913 г. поселение получило название "Романовский" (с 1918 г. - Урицк).

15) Сергиево (с 1918 г. - Володарский) - исторический район Сант-Петербурга в границах Красносельского р-на. Название получил от Приморской Свято-Троицкой пустыни, основанной в 1734 г, из братии которой традиционно формировался корпус священников для военного флота Россиийской Империи. Ж/д станция Сергиево существует с 1857 г.

16) Ораниенбаум (с 1948 г. - Ломоносов) - город (муниципальное образование в составе Петродворцовского р-на) в устье реки Караста. Основан как усадьба А.Д.Меньшикова в 1710 г., в дальнейшем здесь был разбит знаменитый парк, ныне дворцово-парковый музей-заповедник.

N.B! Для интересующихся дачными окрестностями Санкт-Петербурга в Выборгском направлении (на начало XX в.), рекомендую к ознакомлению выдержку из справочника К.Б.Грэнхаген "Спутник по Финляндии", 1913 г., читать здесь.

***


МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
(especially для тов.gomazkov)

Для создания атмосферы. Представим себе, что Александр Доримедонтович оторвался от воспоминаний, закрыл чернильницу, а затем надел фрак и вышел на сцену, встречаемый бурей аплодисментов ...

Граммофонные записи А.Д.Покровского (Александровича):










  • 1
Спасибо.
Интересно, что звучная фамилия Покровский для сцены не подошла: потому что поповская или слишком много было Покровских?

Да, я тоже задумался над этим вопросом. Безусловно, фамилия указывала на поповское происхождение - а тогда в артистической среде были в моде звучные псевдонимы."Канкаренция", вестимо :-)))

Еще деталюшка историческая: когда Алёша Пешков исповедовался (см. М.Горький. В людях. Часть 2)., именно священник Доримедонт Покровский спросил: "Не читал ли ты, Алёша, запрещённых книжек?" :-))))

Тут-то Алёша и задумал свою "Мать".)

Вполне возможно, и название романа он написал на заборе дома соседушки :-)

кошмар! - уи сорраундед бай вейки и вуйки

Чудь заволочская окружаэ!

  • 1