Известный украинофил, Н.И.Костомаров, будучи видным специалистом в отечественной истории, не питал никаких симпатий ни к самодержавию, ни к революционерам всех мастей, справедливо полагая, что его возлюбленная Украйна не получит преференций ни от царских держиморд, ни от господ ревдемократов (буде те придут к власти). Посему, в своей автобиографии он счел возможным помянуть незлым тихим словом одну из будущих "икон" советского литературоведения: Я сам экзаменовал этих ... юношей и не мог без смеха слушать их ответов, обличавших такое невежество, какое непростительно было бы и для порядочного гимназиста. Так, например, один студент, сознавшийся, что слушал в прошедшем году мои лекции о Новгороде и Пскове, не мог ответить, на какой реке лежит Новгород; другой не слыхал никогда о существовании самозванцев в русской истории; третий (это был впоследствии составивший себе известность в литературе Писарев) не знал о том, что в России были патриархи, и не мог ответить, где погребались московские цари. Кандидаты Петербургского университета 1861 года составили надолго своего рода знаменитость в истории русского просвещения.
Воистину, достойнейший человек! Даже если забыть о прочих его "милых чудачествах", таких как упорное пожелание ликвидировать деление на факультеты в высших учебных заведениях, отрицание открытий Л.Пастера в области микробиологии (Писарев до конца дней своих придерживался теории "самозарождения жизни") и документально подтвержденную выписками из истории болезнии манию величия, такой показательный факт как фантастическое невежество товарища в русской истории, намекает на очень-очень толстое обстоятельство. О чем мы можем спрашивать и какою меркой судить поколение, накуролесившее три революции подряд, ежели их признанный кумир (да что там, фактический гуру марксистского ашрама), был элементарно безграмотен? "Отберите же, кто-нибудь, у него письменные принадлежности!"
P.S. Так и начнешь потихоньку понимать подлинный смысл образовательной реформы графа Д.А.Толстого.