Breviarissimus (breviarissimus) wrote,
Breviarissimus
breviarissimus

Category:
  • Music:

О перспективах ЦКБ СПК

Больная для Нижнего Новгорода тема. ЦКБ СПК им.Алексеева уже не первый десяток лет находится в состоянии ожидания - когда государство снова обратит внимание на экранопланостроение, перебиваясь частными заказами. С уходом в мир иной Ростислава "Доктора" Алексеева в 1980 г. тема экранопланов постепенно сходила на "нет" даже по линии Минобороны СССР, не говоря уже о гражданских вариантах крылатой сормовской продукции. Российская власть покуда демонстрировала удивительную преемственность этой линии, игнорируя инициативы не только ЦКБ СПК, но и его отечественных конкурентов. Теперь нижегородцы попытались привлечь внимание к проблеме экранопланов, участвуя в выставках оборонной направленности.


"Представители ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева (входит в состав "Радар-ММС") привезли на "Армию-2017" макет многоцелевого экраноплана А-050 "Чайка" на сто пассажиров. По мнению разработчиков, его можно использовать как в гражданских, так и военных целях. Например, для проведения спасательных операций. Ведь "Чайка" полетит даже при ветре 12 м/с над водой или льдом. Но пока заказа Минобороны как не было, так и нет. В ЦКБ сильно переживают. "Проект был подготовлен еще в 90-х гг., но затем заморожен. У нас все готово, нужны только деньги для производства первого летного экземпляра. Ждем уже не первый год", - сообщили "Утру" на стенде ЦКБ."


И даже не третий. Алексеевское ЦКБ выставлялось и в 2011, и в 2015 гг., но без особого толка. Могу напомнить, что у них также готова к производству  пассажирская СПК "Комета-120М" - рыбинский завод "Вымпел" никак не может выпустить хотя бы пилотный её экземпляр. Вроде бы подписана декларация о намерениях с греками на закупку четырёх таких лайнеров, но воз и ныне там. Более того, слышал ли кто-нибудь о судах на воздушной каверне, разработанных в Нижнем? Единственный серийно выпускаемый корабль такого типа это десантный катер проекта 21820 "Дюгонь", но и с ним проблемы ... в силу причин далеких от кораблестроения их производство разбросали по стране, отдав серию из Нижнего Новгорода с CCЗ "Волга"  в Ярославль и Владивосток, дабы обеспечить заказами простаивающие верфи. В итоге, товарищи в регионах накосячили, не обеспечив должного качества катеров, что вызвало обоснованные претензии ВМФ. Хотя именно сормовская "Волга" является, и всегда таковой была, подразделением для серийного выпуска кораблей спроектированных в ЦКБ СПК. Разорвали производственную цепочку в силу политических соображений, а получили на выходе геморрой, к-й потенциально может обернуться пренебрежением к целому классу судов.

Так что особенного оптимизма испытывать оснований не вижу. Столетие со дня рождения Ростислава Евгеньевича в декабре минувшего года в Нижнем, считай, и не отмечали. Музея "Доктора" в городе нет, что на мой взгляд уж совсем грандиозное позорище. Может и прав был тов.evocator, утверждавший что Алексеев был совершенно антисистемным человеком, вызывавшим у советских чиновников трясучку и приступы ненависти своим отторжением аппаратных игр, зацикленностью на прорывных областях науки и практики, а сегодняшние элитарии РФ лишь продолжают эту линию поведения по отношению к его наследству.

P.S. Сугубо личное мнение. Несчастливая судьба творений ЦКБ - хоть я и не суеверен - может иметь кармическую природу. Предательство Иконникова и некоторых других коллег в 1965 году, травля в 70-ые, адский шабаш на костях, устроенный сразу после похорон "Доктора", аукаются.


... Гроб с Алексеевым несли на руках до площади Горького, а потом с почестями похоронили на Бугровском кладбище. А дальше, по словам Татьяны Ростиславовны, начался настоящий шабаш...
Я как вспомню тот период, так вздрогну, - рассказывает дочь Алексеева. - Сейчас сама не понимаю, как смогла все это пережить, выстоять...
На следующий же день после похорон, 13 февраля я поехала в Чкаловск - собрать вещи в служебной квартире отца. И застала там двоих начальников, которые выхватывали друг у друга чертежи, сделанные отцом! А 14 февраля я прилетела в Каспийск и обнаружила в квартире полный разгром. Все вещи были свалены в кучу посреди комнаты, а чертежи и записи отца порваны в мелкие клочья. Причем, тот, кто это сделал, не открыл дверь ключом, а проник в квартиру через окно, как вор...
Порылись и в кабинете Алексеева в самом ЦКБ. Пропало много чертежей и разработок конструктора. Видимо, воспользовавшись ситуацией, кое-кто захотел присвоить себе идеи Ростислава Евгеньевича.


Помнится, А.Н.Туполев частенько говаривал, что некрасивый самолёт - не полетит. В ситуации с наследием Р.Е.Алексеева ситуация иная. Машины красивы, но автор сверху гневается.
Tags: Кусочек производства, Местечковая политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments