Previous Entry Share Next Entry
О краеведческом: терюхане, кто они?
Breviarissimus
breviarissimus

Нынешний полевой археологический сезон на Нижегородчине подарил любопытные находки, раскрывающие тайны уникального народа - терюхан, населявшего некогда территорию Дальнеконстантиновского района Нижегородской области. Эта народность исчезла с лица земли уже при соввласти, в XX веке, растворившись в русском народе. Довольно поздно христианизированные (сер. XVIII века), терюхане (терюшане в иной версии) сохраняли уникальный языческий и даже древнерусский фольклор, позабытый к тому времени уже и самим русскими. В дальнейшем, после переноса в 1929 г. уездного центра из родового села, Б.Терюшева, в Дальнее Константиново, терюхане в процессе коллективизации стали массово смешиваться с прочими народами Горьковского края и потеряли свою самобытность. Историки терюханский вопрос особо не изучали ... одна строчка в учебниках, да фотографии Карелина/Дмитриева - всё что от них осталось. Тем паче, никто не заморачивался археологией в тех местах.

Тем отраднее тот факт, что уже третий год полевая экспедиция с участием специалистов и студентов истфака ННГУ (простите, не могу выговорить нынешнюю кликуху факультета - "ИМОМИ") работает в Д._Константиновском районе по средневековым погребениям терюхан. За время полевой экспедиции 2017 года было расчищено и изучено семь погребений, а также яма с остатками погребальной тризны. Четыре погребения средневековые (периода XIII-XIV веков) и три более поздние (XVI-XVIII веков). Изучение такого комплекса захоронений позволяет проследить, как менялась жизнь и обряды терюхан из века в век. Мы видим здесь, как в средневековье терюхане выделяются из общей мордовской общности, локализуются как отдельный этнос со своими чертами, а потом растворяются в истории.

К примеру, в средневековье у язычников-терюхан было принято хоронить умершего с набором необходимых в хозяйстве предметов - посуды, инструментов и предметов вооружения. Затем, под влиянием православных соседей, этот обычай затухает, зато становится более самобытным женский терюханский костюм. На браслетах XVI века уже видны характерные для вышивки более позднего времени орнаменты. Все находки станут частью музейной коллекции создаваемого в настоящее время Центра традиционной культуры мордвы-терюхан в селе Татарское Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

15 сентября 2017 г. на истфаке ННГУ состоялось очередное заседание лектория Научного общества студентов (НОСт) при участии научного сотрудника Дальнеконстантиновского краеведческого музея, археолога, магистра истории Евгения Валентиновича Четвертакова. Тема лектория: "Мордва-терюхане: неизвестное рядом".

Предлагаю к ознакомлению видеозапись лекции Е.В.Четвертакова. Познавательно для всех интересующихся историей народов России.



?

Log in

No account? Create an account