?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Об искусстве высокой театральной речи
Breviarissimus
breviarissimus

Вряд ли нужно лишний раз говорить, что театр как вид искусства становится всё более и более далёким от ширнармасс. Станиславского знаем, потому как его в Голливуде почему-то до сих пор ценят, "Юнону и Авось" с плачущим Караченцевым "никогда не забудем", да скандальных мэтров, вроде Р.Виктюка - стараниями бульварной прессы и голубого лобби на слуху держим, - обычный театральный винегрет человека, далёкого от богемы. Имена Качалова, Астангова, Яншина и прочих звёзд русской театральной сцены покрылись пылью забвения. Отгремели давно постановки, "ставившие на уши" всю культурную публику страны, а формулировка "В Малом сегодня дают "Фёдора Иоанновича", вызывает у новейших поколений когнитивный диссонанс. Почему его дают только в Малом, что такое "Малый" и отчего сроки раздачи настолько лимитированы? Ограничение провайдера или причуды правообладателя? Театр сегодня закончился вместе с вешалкой, гримуборными и классическим репертуаром. "Мариинский театр Гергиева" масс-зритель телевизора опознает и прядает ушами, а "театр на Малой Бронной" - нет. Ленсовета, малый, камерный, на северо-западе - мимо, нет такой буквы в этом слове. Мельпомена улетела, бросив нас на попечение Бэтмена и Карлсона.

Лишь одинокие сетевые энтузиасты напоминают нам, иногда, о той или иной дате, связанной с отечественным театром. В данном случае - с Камерным театром. Уважаемый и пытливый eriklobakh пишет: "Сегодня - день рождения Александра Яковлевича Таирова". Одному из самых значимых русских режиссеров исполнилось 125 лет. Здесь можно познакомиться подробнее с судьбой звёздной пары Таиров-Коонен и трагической судьбой их весьма "нереалистичного" театра, столь раздражавшего околостаниславскую общественность и, наконец, закрытого решением ЦК ВКП(б) в 1949 году. Буффонада и трагедия, два главных таировских жанра, дурно сочетались с позднесталинским ампиром ... "Таиров фактически сошел с ума. Каждый день он приходил на вахту театра и спрашивал: «Когда репетиция?» Вахтер отвечал: «А вы у нас больше не работаете». – «Спасибо, – благодарил Таиров, приходил домой и говорил Коонен: – Ты знаешь, у нас сегодня нет репетиции. Но все равно, Алисочка, держи спинку прямо, будь всегда в форме». И на следующий день снова шел на театральную проходную. Когда его увозили в психиатрическую больницу, его провели через сцену его театра, где репетировали другие люди, и в это время играл траурный марш. Таиров пережил свой театр меньше чем на год, он умер в сентябре 1950-го."

Алиса Коонен, великая драматическая актриса русской сцены, пережила, в свою очередь, мужа и ребенка театр на долгих четверть века. Когда-то, в далеком 1933-ем, молодой и горячий Всеволод Вишневский писал именно для неё и под неё центральную роль, Комиссара, в "Оптимистической трагедии", а уже в 1960-ые Коонен прочно забыта. Вычеркнута из оборота советской культуры. Цинический лирик sadalskij вспоминает: "Алиса производила впечатление безумной старухи с выбеленным лицом и нарисованными бровями... мы первокурсники смеялись над ней.. и только потом узнали что это великая актриса". Реликт эпохи, актерская прима со стажем 1914-1949, первая исполнительница Митиль во мхатовской "Синей птице" М.Метерлинка, блистательная Саломея и Мадам Бовари, последние годы жизни великая Коонен подрабатывала чтецом на провинциальных подмостках. Стихи, выразительное чтение наизусть, заплёванный семечками зал скучает. Но хочется верить, что было всё не так, и шквал аплодисментов знаменовал собой финальные строчки каждого произведения. Послушайте, дамы и господа, классику устной выразительной художественной речи. Вам читают Блока. Ганапольские, певцовы, ренаты литвиновы и все косноязычные диджеи с недодикторами могут приникнуть к динамику и внимать: правильный русский язык звучит так!



Из раньшего времени человек.