?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Об окончательном уявлении минкультовских
Breviarissimus
breviarissimus

Процесс клерикализации мчится на всех парах, безостановочно, экспрессом. Быстровозводимые храмы замещают собой бывшие скверы и места отдыха горожан, устойность льется рекой из всех рупоров СМИ, указующие персты служителей культа грозно помавают уже перед лицами богохульников: "Всепокайтеся сейчас, потом поздно будет". И встаёт не таким уж далёким миражом на рельсах, колышется силуэт хорошо знакомой книжицы за авторством тт.Шпренгера и Инсисториса. Хоть и схизматики, но службу туго знали.

Покуда же славные традиции позднего средневековья не в полной мере воплотились в госсистеме РФ, мы можем наблюдать симптоматику больного. В частности, Министерство Культуры России как может отзывается на "вызовы времени", посильно участвуя в убиении светского знания и заполнении образующегося вакуума наукообразной дремучестью.

Прошу взглянуть на пример.
1 380 000 рублей, между прочим, потрачено из бюджетного кармана.




Признаться, я ожидал (исходя из заглавия и целей работы) увидеть в сём труде попытку осмысления феномена природно-исторических святынь различного генезиса - таких как Куликово поле - где был положен конец гегемонии Орды,  - как невообразимо красивый, очень русский вид с Волжского откоса в Нижнем Новгороде, воспетый целым рядом литераторов и живописцев, - как Красная площадь и её архитектурный ансамбль в Москве или поле великой танковой битвы под Прохоровкой и т.д.

Ан нет.  Категория "сакральности" была сужена авторами до примитивизма, и заявленное научное исследование обернулось корявой попыткой пристегнуть теологию к географии.


"Из всех православных святынь именно мощи святых играют в сакральном ландшафте главную роль, потому как речь идет о неизменном элементе ландшафта. Даже если мощи обретаются,  их нечасто переносят в другое место. А подавляющее большинство мощей святых Русского Севера до сих пор не обретены и пребывают под спудом.

Иконы и крест – движимы, и могут быть легко перемещены из одного места в другое. Святые Тайны, миро, и крещенская вода, - это все, что освящается на потребу человека, все что потребляется или используется в ходе богослужения.

В отношении же святых мощей этого сказать нельзя, они уже не зависят от богослужебного круга, они сами способны освящать пространство. Похороненный в земле святой человек становится единым с этой землей, его могила сама становится частью ландшафта, освящает его.

В структуре сакрального ландшафта мощи святых являются наиболее значимой святыней. Они становятся пространственной константой, вокруг которой формируется сакральное пространство (136) каждой конкретной территории. Погребения святых образуют священные места поклонения – наиболее значимые священные места. Логика формирования сакрального пространства предполагает, что рядом с этим местом должен находиться
действующий храм и должны совершаться богослужения.

В реальности, это идеальная модель чаще всего не работает и места почивания святых нередко пребывают в запустении.

Таким образом, логика создания сакрального пространства предполагает, что на вершине иерархии располагаются священные места поклонения с могилами святых на территории действующих и недействующих монастырей и храмов. За ними следуют действующие монастыри и храмы, на территории которых захоронений святых подвижников нет. Далее - руинированные монастыри и храмы. Часовни, кресты и почитаемые природные объекты являются святыми местами только отчасти. Это как раз те точки, в которых сакральное пространство постепенно переходит в профанное.

Прим. 136:
В православии обожение понимается не только как уподобление Богу "в душе", но и как просвещение тела. Вот как пишет об этом св. Григорий Палама, цитируя св.Максима Исповедника: "Да что я говорю о сродстве будущего тела с умной природой? Ведь душа по святому Максиму: "через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их  природные свойства" (Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих . М., 2011. С . 71).


Полностью шедевр читать в PDF здесь.

Со ссылками на святых отцев, как положено на занятиях в бурсе губернской семинарии. "Под спудом", "не обретены" мощи - вот и маловато сакральных ландшафтовъ. Нету храма - нет сакральности, conditio sine quo non. Чудесные, чудесные учОные из ФГБУ имени Лихачева. Эти лихие ребята на полном серьёзе, кстати, предлагают свести туризм в сакральных ландшафтных  зонах к заурядному религиозному паломничеству. И так 194 страницы, включая приложения.

Ушлые ребята, далеко пойдут. Новый тип объекта культурного наследия, как пить дать, хотят ввести - "сакральный ландшафт" - полностью пристегнув его к культовым сооружениям - и, складывается такое впечатление, полностью игнорируя все прочие компоненты и аспекты ценности. То есть отношение пространства к церкви рассматривается как единственный и достаточный аргумент, для внесения какого-нибудь Митькина урочища (где по местночтимой бабками побасенке, юродивый XVII века Димитрий Вносуковыркин плёл лапти и раздавал проезжим браконьерам) в реестр ОКН. Разумеется, сразу в федеральный реестр, поскольку РПЦ мелочиться не с руки. Да и с дензнаками в муниципальной казне, как правило, тухло.

Красиво сработали!


  • 1
Мда... А рулит институтом сын Владислава Бахревского, хорошего писателя и человека. Не могу подобрать для Евгения подходящего эпитета.

  • 1