Всегда приятно, когда многолетние поиски информации по давно ушедшему в мир иной человеку, оказываются востребованы. Случилось так, что на меня вышли родственники Веры Кирилловны Бравиной (Драгуновой), одной из известнейших певиц русского межвоенного зарубежья, о которой я неоднократно имел честь писать на страницах этого блога. Проживают они в Краснодаре: доныне здравствующий племянник Веры Кирилловны, находящийся уже в весьма почтенном возрасте, и его сын, предоставивший массу бесценных данных, частично закрывающих ряд белых пятен в биографии исполнительницы.
Итак, выяснилось, что В.К.Драгунова родилась 30 сентября 1900 года в заштатном городе Георгиевск Пятигорского уезда Ставропольской губернии. Отец - Кирилл Драгунов (отчество утеряно), мать - Драгунова Пелагея Трофимовна. В семье у Веры наличествовали также сестры и брат - Екатерина (1902 -1971), Павел (1907-1967), младшая Елизавета (годы жизни неизвестны). Согласно семейных преданий, приблизительно в 1912-13 г.г. всей семьей они переехали в г.Грозный... А дальше - опять загадка. По воспоминаниям племянника, "В 1916 г. Вера Кирилловна уехала в Берлин на гастроли и уже оттуда попала в Ригу". Значит, В.К. на тот момент уже концертировала - скорее всего не сольно, конечно, а в составе какой-то труппы. Но как такое могло случиться, ведь на тот момент Российская империя вела войну со Втором Рейхом и русские подданные, оказавшиеся в Германии, безжалостно интернировались. Впрочем, имеется и на сей счёт версия: Вера Кирилловна запросто могла гастролировать в 16-ом году в Берлине. Для этого ей просто надо было оказаться в Прибалтике или Привисленских губерниях в 1915 году. И попасть под т.н."первую оккупацию". Тогда данный кусочек паззла встанет на место.

В справочнике "Еврейская интеллигенция в Латвии" мы находим детали биографии первого супруга певицы.
Таким образом, мы выяснили, что Михаил Бравин - также приезжий, не коренной житель Прибалтийских губерний. Как и когда именно познакомились Вера Кирилловна и уже довольно известный артист варьете - пока темна вода в облацех, но к концу 1920 года пара уже имеет известность в артистических кругах Латвии.
Их брачный союз распадётся к 1934 году - ниже будут выложены убедительные доказательства тому. Точная дата развода пока неясна, но уже с 1934 г. мужем певицы совершенно точно становится Максимилиан Нойман, с которым Вера Кирилловна и покинет Латышское государство в ноябре 1939 года, как член семьи немца-переселенца (см. предыдущую публикацию). О причинах разрыва с удачливыми антрепренером Михаилом можно лишь догадываться, хотя есть свидетельства косвенного плана. См. публикацию в криминально-больничной хронике Риги, газета "Сегодня", №341 от 09 декабря 1932 г.
Если мои предположения верны, то Михаил Бравин элементарно занимался рукоприкладством по отношению к жене - а такие эксцессы никак не могут свидетельствовать о счастливом замужестве.
Вот одна реликвия из архива семьи Драгуновых: тётя Вера присылала фотокарточки из-за рубежа родственникам в СССР, о существовании которых никогда не забывала и до самого конца надеялась на встречу.
Надпись читается плохо, но есть и оборотная сторона:
Пояснения по истории фотографии, собственноручно написанные Верой Кирилловной. Именно из этой трогательной истории мы можем идентифицировать время оформления официальных отношений В.К. с Максом Нойманом - не позднее 07.11.1934 г. (дата смутно различима в надписи на аверсе карточки).
Теперь "перепрыгиваем" в конец 1939 года, когда Драгунова-Бравина-Нойман оставляет Латвию навсегда и уезжает ... куда? Вариантов особых у изгоняемых из балтийских республик немцев не было, в прошлой публикации я акцентировал на этом обстоятельстве внимание почтеннейших читателей. Беженцев отправляли в порт Позен (Познань), откуда расселяли на быв. польские территории. Однако, судя по словам Святослава Драгунова, "... после эвакуации из Латвии Вера Кирилловна проживала в Лондоне до 1949 г." Простите, но это невозможно! В Европе уже три месяца бушевала Вторая Мировая ... Великобритания и Германия находились в состоянии войны. Поэтому пассажирское сообщение между портами Рейха и Соединённого Королевства отсутствовало. Единственно, можно представить транзит через Швейцарию или Швецию, но покуда в этом вопросе слишком много неизвестных. Кроме того, расселение фольксдойчей на западных польских землях было целевой гос.программой Германии, курировавшейся отдельным ведомством, и так просто игнорировать указания властей - в каком гау им селиться, или же вообще уехать из фатерлянда, переселенцы не могли по определению.
Вот дальнейшее местопребывание В.К. установлено совершенно точно. С 1949 года она проживала в Австралии, Сидней. Известен (с большой долей вероятности) даже адрес: Darlinghurst, New South Wales, 124 (восточный пригород Сиднея). Там Вера Кирилловна купила магазин "Модных шляп и дамских корсетов". На тот момент Максимилиан Нойман уже отошёл в мир иной и быв. звезда рижских кабаре состояла в третьем браке - с джентльменом Яном Антоновски (В.К. звала его "Жаном", на фрацузский манер).
Скончалась Вера Кирилловна Бравина-Антоновски (Wera Antonowski - Bravina) 16 августа 1969 г., прожив в Австралии 20 долгих лет. Похоронена на "Eastern suburbs memorial cemetery" в Сиднее. На сайте мемориального комплекса, также известного как "кладбище Ботани", есть толковый поиск по захоронениям:
Как можно видеть, при оцифровке кладбищенских архивов техника засбоила на славянском имени "Вера", занеся покойную в память машины как "Inera Antonowski". Дата захоронения - 20 августа 1969 г. Участок G15, номер могилы - 1212. Эти данные подтверждаются сравнительным анализом с информацией сайта "Findgraves": Wera Antonowski-Bravina, Birth 1909, Death 1969 (aged 59–60), Burial Eastern Suburbs Memorial Park, Matraville, Randwick City, New South Wales, Australia, Plot G15 - General FM 15, Position 1212, Memorial ID 174870500.
Ещё фотография В.К. из архивов семьи Драгуновых - вдвоём с мистером Антоновски.

И оборот:

Черты лица супруга - отчётливо неславянские и могут быть охарактеризованы как "неевропеоидные". Могу допустить даже австранезийское или иное азиатско-тихоокеанское происхождение джентльмена ... но тогда откуда такая характерная фамилия? Или же иудей из сефардов? Пока непонятно.
Напоследок, позволю выложить, с любезного разрешения российских Драгуновых, фотоархив Веры Кирилловны разных лет.



Оборотная сторона:


Оборот:

Трогательная фотолетопись, ещё один штрих в восстановлении истории жизни Веры Бравиной, талантливой певицы и актрисы, одной из сотен тысяч, а то и миллионов русских людей, оказавшихся против воли своей в рассеянии по всему свету.
P.S. Тов.