?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О подарке нижегородцев бурам
Breviarissimus
breviarissimus

Создатель и многолетний лидер театра "Летучая мышь", острослов и непревзойдённый конферансье, кавалер Ордена Почетного Легиона Никита Балиев (Мкртич Балян, 1877-1936) рассказывает о своих впечатлениях от гастролей в Южной Африке; дело происходило в 1928 г. В числе прочего, Никита Федорович вспоминает и о таком неожиданном сюжете.


"Вообще, в Южной Африке сильно русское влияние. В музее бурской войны мы увидели в витрине блюдо работы Хлебникова с надписью: "От дворян Нижнего Новгорода - благородным бурам, в знак благодарности за борьбу против гордых бриттов". Подумайте только, какие были отзывчивые дворяне новгородской губернии!"

Почерпнуто из публикации "Балиев репетирует", автор интервью -  парижский корр. газеты "Сегодня" (Рига, 17 мая 1933 г.) Андрей Седых.


Как мы можем видеть, привычка к неразличению нижегородцев с новгородцами уходит корнями в дореволюционную эпоху: мэтр комедии точно так же путает Нижний Новгород с Новгородом Великим, как это делают, ан масс, современные нам жители Нерезиновска.

Теперь о подарке нижегородцев бурам. В англо-бурской войне 1899-1902 гг. симпатии русских, как, впрочем, и всей континентальной Европы, всецело находились на стороне бурского населения. В газетах Российской Империи о бурах писали с придыханием, гимназисты коллективно мечтали удрать с урока и поехать в Трансвааль волонтёрами; англичан небезосновательно обвиняли в коварстве, недопустимых методах ведения войны и просто за то, что "белые объявили войну белым" - аспект, который сейчас не совсем понятен читателю, но тогда регулярная бойня европеоидов между собою - на колониальном театре - да ещё в таких масштабах, была в новинку.

Поэтому души высокие порывы, охватившие дворянство Нижегородской губернии вполне понятны. Более того, для подарка бурскому правительству Пауля Крюгера было выбрано недешёвое, мягко говоря, ювелирное изделие. Солидную вещь презентовали. Фабрика Ивана Петровича Хлебникова занимала лидирующие позиции среди ювелирных фабрик России, производя лучшие образцы цветных эмалей. В частности, одним из самых грандиозных проектов Хлебникова было изготовление деталей интерьера храма Христа Спасителя в Москве.  "Мастера Хлебникова были из лучших в чеканном деле и особо преуспели в искусстве перегородчатой эмали. Они составляли конкуренцию в этой сложнейшей эмальерной технике самому П. Овчинникову, непревзойденному специалисту. В технике живописной эмали многие произведения украшались миниатюрами, а эмаль со сканью превращала изделия в кружева." По вышеприведённой ссылке можно ознакомиться с историей предприятия Ивана Петровича Хлебникова, а в посте ув. il_ducess желающим представлена возможность увидеть фотографии шедевров от Хлебникова: братины, складни, портсигары etc, исполненные с высочайшим художественным вкусом.


Пример работы витражной эмалью от мастеров фабрики Хлебникова (отсюда).

Такие шедевры и в Виндзорский дворец не зазорно было бы поставить на стол королевский.
Русский шик в дикой Африке, неброская роскошь от русского провинциального дворянства.
"Примите в знак скромной признательности".

В Блумфонтейне, поди, в прибежище патриархальных немытых африканеров, отродясь не видали столь вычурной роскоши у предмета быта.
"Тьфу, и как тут душу спасти ..." - крестились треккеры истово и, смахнув с внутреннего взора мираж диковины, принимались за благочестивое чтение Писаний.


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

А ведь и ехали...

... и сражались! И умирали за свободу чужого народа... Честно говоря, будь мне в те поры тридцать лет, тоже махнул бы.
https://www.youtube.com/watch?v=mSHHQvY2UOs

  • 1