?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Об арзамасской трагедии
Breviarissimus
breviarissimus

30 лет назад в Нижегородской области случилась одна из самых страшных техногенных катастроф столетия. Перевозившиеся с завода им.Свердлова в Дзержинске 120 тонн промышленной взрывчатки (в трёх вагонах находилось 30 тонн гексогена, 30 тонн инженерных шашек, 13 тысяч зарядов для нефтедобычи, 25 тонн аммонала, 5 тонн аммонита) взорвались и снесли половину города Арзамас. По официальным данным погиб 91 человек, 744 было ранено.



Взрыв в Арзамасе 4 июня 1988 года. Снимок сделан фотолюбителем Николаем Блошенковым.

Подробнейшая статья в "Медузе", посвящённая этой жуткой "аварии", настоятельно рекомендую к прочтению.
Без антисоветчины, взвешенная, достойный материал.

Могу подтвердить: и быв. 1-ый секр. горкома Арзамаса, а в последствии губернатор Нижегородчины И.П.Скляров, и быв. 1-ый секретарь Горьковского обкома (также ставший губернатором) Г.М.Ходырев, и практически все нижегородские "силовики"-ветераны, включая тогдашних сотрудников УКГБ по Горьковской обл., в один голос заявляют о диверсии. У них даже сомнений на этот счёт нет и не было. Цитата из статьи:


"КГБ провели десятки следственных экспериментов на полигоне Капустин Яр, чтобы понять, от чего могла сдетонировать взрывчатка. Вагоны поджигали, взрывали, подводили к ним газ, расстреливали из разного оружия. Всего уничтожили около 150 вагонов - возможно, это один из самых затратных следственных экспериментов в истории. Однако результата он так и не дал. "И поджигали, и сталкивали вагоны, и стреляли из оружия, и имитировали тот же путь. И ничего не случилось похожего. Почему же тогда детонировал? Может, там был другой груз был на самом деле? - недоумевает мужчина, в те годы работавший в арзамасской милиции. - Материал государственной проверки не опубликован и засекречен до сих пор, ответов мы не получим никогда".
Quod erat demonstrandum.

P.S. На сайте правительства Нижегородской губернии до сих пор размещено заявление Г.М.Ходырева от июня 2003 года.

"Меня часто спрашивали и сейчас спрашивают о причине взрыва. Следственные органы так и не установили эту причину, хотя проводили массу экспериментов. Мое субъективное мнение, и пока еще меня в этом никто не переубедил, - это была диверсия. Кому-то было выгодно сформировать у населения страны уверенность в неспособности власти тех лет управлять государством, обеспечивать безопасность граждан. Утонул теплоход "Нахимов", взорвалась Чернобыльская АЭС, взрыв в Арзамасе. Через год, ровно день в день – такой же взрыв в Свердловске. И нигде не нашли виновных."


  • 1

И не только это

Взрыв и пожар газопровода под Уфой, где погибли сразу два пассажирских поезда, причем один из них был задержан на час, так что в ложбину, заполненную газом, они спустились строго одновременно; столкновение лучшего речного теплохода с мостом, причем все, кто управлял судном, загадочно погибли;ряд промышленных аварий, включая пожар на шахте....
И потом, в святые девяностые, как отрезало! до 2000, года случился пожар в Останкино и погиб Курск...

Re: И не только это

Ельцинер преподобный отмолил страну у зелёного змия, к бабке не ходи. Если серьёзно, то резонансные аварии конца 80-ых - это отдельная тема, где многое ещё покрыто мраком.

Интересно. А казалось, время такое. И плюс гласность.

Инда взопрели озимые и инферно рассупонилось в аккурат с Горбачева? Сквозь призму прожитых лет и полученного опыта вижу в этом большое упрощение ситуации.

Ну, общеисторический процесс. Типа "поколения гениев", когда вдруг как грибы. Или засуха в Повольжье 20-х на фоне корявого становления советской власти. Или страшенные морозы на протяжении всей Великой Отечественной. Землетрясение в Армении не диверсанты же организовали,не?

То есть высшими силами были нарушены законы вероятности? ;-) Кстати, многие армяне были убеждены в 90-ых, что рядом со Спитаком ВС СССР испытывали ядерное тектоническое оружие (конспирология, конечно).

Да-да. И не смотрите до обеда Рен-ТВ!

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

В статье "Медузы" есть фактических ошибки: локомотив, ведущий злополучный поезд, назван электровозом, хотя это был тепловоз 2ТЭ10М-0405; поезд, скорее всего, начал движение не с Окской, а с Горького-Сортировочного, где был сформирован; сказано, что вокзал Арзамас-1 был полностью разрушен, но на самом деле кирпичный остов здания однозначно уцелел при взрыве: некоторые фотографии свидетельствуют об этом и, кроме того, сам видел этот вокзал вблизи не раз - кладка явно дореволюционная.
Про диверсию: очень маловероятно, что целью диверсии (если таковая была) был именно секретный поезд из Арзамаса-16 (если этот поезд действительно был - ). Допустим, диверсанты как-то узнали график движения этого поезда (несомненно, засекреченный, и известный весьма ограниченному кругу лиц), но как они рассчитали, что навстречу ему пойдёт поезд со взрывчаткой? Допустим, агенты могли выяснить, когда Завод им. Свердлова покинет партия взрывчатки. Но эти вагоны направились на станцию Горький-Сортировочный, и их включили в один из вновь сформированных составов. Изначально неизвестно, в какой из составов попадут эти вагоны, когда и куда он направится. Тем более, этот поезд как перевозящий опасный груз вообще могли "придержать" на время на "сортировке" после того, как пройдёт секретный поезд (чтобы они не встретились). Если же этого не было, то нужно как-то перехватить расписание и поезда со взрывчаткой, чтобы точно знать - где он встретится с секретным поездом (это, напомню, при условии, что удалось завладеть его графиком движения). Участок Горький-Арзамас однопутный, значит встреча может быть только на станции, а поскольку только в последний момент становится известно - на какой именно, то вся операция должна быть организована буквально "на лету". В общем, операция зависит от слишком большого числа случайностей, и вероятность того, что она достигнет предполагаемых целей (кстати, каковы они - эти цели? ) очень мала без большого числа задействованных агентов (у них же нет крыльев, чтобы перелетать с одной станции к другой). Вот такие мысли возникли по этому поводу.


Спасибо за такие подробности/тонкости!

Офф-топ - вы не из Томска случаем будете сами?

Разумеется, из Томска.

Я родился в Томске, там прошла часть моего детства, но последний раз был там в 1987 г.

  • 1