?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О Долорес Морено
Breviarissimus
breviarissimus

Возвращение забытых имён русской послереволюционной эмиграции продолжается до сих пор. Процесс этот многотрудный - поколение ушло в небытие, многие документы утеряны, мемуаристика отрывочна и субъективна, а официальная российская историческая наука по большей части игнорирует усилия отдельных энтузиастов. Поэтому каждое извлечённое из забвения имя имеет особую ценность, вне зависимости от того, на каком поприще трудился наш соотечественник и чем был известен. Тем паче, что их слава оставалась неизвестна на Родине.

Обратимся к деятелям мира изящных искусств. Ещё один кусочек мозаики, собирая которую понимаешь - насколько мощный вклад дало русское беженство в европейскую и, шире, мировую культуру 2-ой четверти ХХ века.  Позаимствовано из газеты "Возрождение", Париж № 4165 от 06 января 1939 года.


Долорес Морено

Как у нас уже отмечалось, Долорес Морено (урожд. А.И.Донецкая) открыла систему записей кастаньет, которая в скором времени выйдет отдельной книгой. В настоящее время Морено даёт уроки кастаньет по этой системе, пользующейся всеобщим признанием.

Иоахим Нин (1), знаменитый испанский композитор, пианист и музыкограф прислал Долорес Морено восторженное письмо, которое послужит вступлением к её труду: "Переход из самого абсурдного эмпиризма к желанной всеми нами стройной системе записей для кастаньет есть то "чудо", которое свершила Долорес Морено. Теперь, благодаря терпеливой работе этой прекрасной артистки, искусство игры на кастаньетах перестанет быть тайной и займёт в танце место, которое ему подобает по праву, как в оркестре инструменту. Испания не приревнует, а танец выиграет качеством".

В 1937 году наша соотечественница получила приглашение от союза профессоров прочитать на ХII Международном конгрессе танца (на выставке в Павильоне Танца) лекцию об открытой ею системе, которую иллюстрировали ученицы её студии. Лекция имела огромный успех. На общем собрании конгресса, Д.Морено была избрана членом жюри, а французская ассоциация профессоров танца просила ее войти членом в их союз.

Но длинный и тяжелый путь прошла Долорес Морено, прежде, чем достигла тех знаний, опыта и всеобщего признания в испанском танце, которыми она теперь обладает.

Ещё в России, в 1919 г., Д.Морено окончила Петербургскую Консерваторию по классу пения у Ирицкой (2), по теории у Чеснокова (3) и по гармонии у Петрова (4).

Сейчас же по окончании консерватории, ей, как и многим артистам, пришлось бежать в Финляндию от гнёта советской власти, При переходе границы, она простудилась (дело было зимой) и заболела катаром горла. В первое время эта болезнь ее не беспокоила, но потом голос стал сдавать. В конце концов, Д. Морено решила бросить пение и отдаться своей детской мечте - танцу: русское балетное искусство обогатилось ещё одним талантом, проявившим себя в сфере, доселе неведомой не только нам, русским, но и самим испанцам.

Главная заслуга Д. Морено в том, что она нашла для кастаньет - важнейшего фактора испанского танца - систему записи, облегчив тем самым танцовщикам, работу над изучением этого инструмента. Сколько испанцы ни бились над разрешением этой задачи, они не достигли никаких положительных результатов и понадобился талант русской артистки, чтобы разрешить эту проблему.

Н.Д.Янчевский.


Совершенно забытый персонаж, не удаётся обнаружить практически никаких следов в литературе. Единственно, в книге Ninotchka Devorah Bennahum "Antonia Mercé, "La Argentina": Flamenco and the Spanish Avant Garde", изданной в 2000 г., упоминается вскользь Морено (Донецкая), причём в тексте её именуют "castanet-notator" при "Архентине", т.е. специалист по записи кастанетной музыки, извините за кривой термин. Антониа Мерсе-и-Луке (1890-1936), которой посвящено вышеупомянутое исследование, имевшая сценический псевдоним "Архентина" считалась "Павловой фламенко" и была одной из самых блистательных исполнителей испанских народных танцев. В одной из публикаций "Возрождения" за 1930 г. Долорес Морено также упоминается как участник "труппы знаменитой Аржентины", однако уже в 1932 г. у Морено уже была в Париже собственная балетная студия.




(Фрагмент выступления Архентины, Париж, 1930 г. Музыка, естественно, наложена на старую плёнку позже.)

Фотографий Долорес Морено не сохранилось, судьба её также неизвестна. Но, по крайней мере, в 1940 г. она была ещё жива и здорова, чему свидетельством программка балетного дивертисмента в Сиднейском королевском театре (Австралия) от 19 сентября 1940 г. В списке выступающих в представлении "Farewell Original Ballet Russe: Midnight Perfomance", m-me D.Moreno значилась как "spanish dancer" и выступала под музыку Jota de Aragonese (арагонского фольклора).

P.S. Поиски следов Долорес Морено (А.И.Донецкой) продолжаются.  В частности, выяснилось что она снималась в кино: испанская картина "La bejarana", по базе IMDB - 1926 г., по некоторым другим источникам - 1924 года выхода.


Прим. breviarissimus:

1) В современной русской транскрипции - Хоакин Нин-и-Кастельянос (исп. Joaquín Nin y Castellanos), 1879-1949. Кубинский композитор, пианист и музыковед. Учился в Барселоне и Париже, большую часть жизни жил во Франции. Видный исследователь испанской национальной музыкальной традиции, работал в испанских архивах, вернул в европейскую музыку забытого почти на 200 лет композитора Антонио Солера. В 1939 г. в связи с началом IIWW возвратился на Кубу.

2) Профессор вокала Санкт-Петербургской консерватории Н.А.Ирицкая.

3) Регент и композитор А.Г.Чесноков (1890-1941). В 1899 г. окончил с отличием Московское Синодальное училище. С 1912 по 1925 гг. преподавал теорию музыки в Санкт-Петербургской консерватории (с 1919 г. - профессор). В 1925 г. эмигрировал, в Праге руководил Всестуденческим русским хором имени А.А.Архангельского. Затем переехал в Париж, где работал редактором и аранжировщиком в музыкальном издательстве "Salabert", читал лекции по церковному пению и теории музыки в Русской консерватории и Свято-Сергиевском богословском институте, преподавал в музыкальной школе при Народном университете, читал публичные лекции, дирижировал русским хором, подрабатывал, делая оркестровки эстрадной музыки для мюзик-холлов.  Скончался в 1941 г. в Париже, похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа.

4) Автор первого русского учебника по оркестровке "Элементарное руководство к инструментовке", преподаватель Санкт-Петербургской консерватории А.А.Петров (1859-1919).