?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Об излишней секретности
Breviarissimus
breviarissimus

Тема мании секретности, достигавшей параноидальных размеров в сталинском СССР и чуть попустившей в годы правления бровеносца, велика и обильна есть. Примеров тому тьма: секретили в том числе разработки, казалось бы, не имевшие никакого отношения к военной тематике, а уж оборонка шифровалась по самую маковку. Сплошь и рядом режим безудержной борьбы со шпионажем (реальным и мнимым) создавал проблемы для самих творцов техники. Показательный случай из биографии великого горьковского конструктора, создателя судов на подводных крыльях и экранопланов, Ростислава Алексеева - рассказывает его дочь, Татьяна Ростиславовна.


"Тема проекта Ростислава Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной. Летчики и конструкторы обращали внимание на так называемый экранный эффект – резкое увеличение подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и так далее). Но как использовать этот эффект на практике, было непонятно.

Ростислав Алексеев в дипломном проекте сделал трехмерные чертежи, которые показали возможность воплощения идеи. Молодого инженера отправили на завод "Красное Сормово". И в 1942 году директор предприятия Ефим Эммануилович Рубинчик, которого в тот же год направили на завод, чтобы в разы увеличить производство танков Т-34 для военных нужд, разрешил продолжить разработки по катерам на подводных крыльях. На это Алексееву выделялось три часа из основного графика.

– На берегу залива около "Красного Сормова" построили небольшой сарайчик, где Алексеев воплощал в жизнь свои разработки, – рассказала Татьяна Ростиславовна. – И осенью 1943 года в заводской гавани был спущен на воду первый образец судна на подводных крыльях А-4. Он наводил большой испуг на тех, кто его видел, поскольку никто не понимал, что это: самолет или пароход.

Она сообщила и другие любопытные факты из жизни отца в этот период. Поскольку материалы вузовского диплома были засекречены, оригиналы собственных расчетов, по которым был сделан А-4, Ростиславу Алексееву пришлось фактически воровать. Одну из знакомых студенток он попросил вынести диплом и его перефотографировал.

– У мамы был фотоаппарат "Москва", на нем качество фотографий было лучше, чем на "ФЭДе". Благодаря полученным материалам на воду и был спущен в 1943 году катер на подводных крыльях, – заметила дочь Алексеева."


Блестящая иллюстрация к феномену. Конструктор, вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности, вынужден был играть в совершенно идиотские игры с 1-ым отделом, занимаясь чорт знает чем: "тырил" собственные дипломные расчёты из секретной части. Кафка и жЫзнь.


  • 1
А рассказала дочь

Она продолжила дело отца, работала всю жизнь в ЦКБ СПК.

Кем? Впрочем, это я занудствую

"В 1967 г. сравнительно молодой коллектив ЦКБ пополнился еще одним молодым специалистом - дочерью Ростислава Евгеньевича, студенткой-дипломницей кораблестроительного факультета Политехнического института Татьяной Алексеевой. Темой дипломного проекта по предложению отца она выбрала "Речной пассажирский экраноплан". По условиям секретности работа над дипломом проходила в стенах ЦКБ по СПК. Научным руководителем был конструктор А.В.Сафронов.

"Осенью 1968 года я начала свою трудовую деятельностью в стенах ЦКБ, в проектном отделе №11. Готова была заниматься чем угодно, лишь бы помочь папе, видя, как ему трудно. В это время в ЦКБ разрабатывались проект речного пассажирского экраноплана «Чайка» и ряд военных заказов. Меня направили в группу по проектированию «Чайки». Мы мечтали построить ее в 1975 году. Но в связи со срочными работами по транспортно-десантному экраноплану «Орленок» группу распускают, мы все ударно работаем на «Орленке». «Орленок» спустили на воду в 1973 году, после чего разрешили возобновить работы по «Чайке». Мы с величайшим энтузиазмом набросились на проектирование речного пассажирского экраноплана, и осенью 1974 года в эллинге на опытно-экспериментальной базе в Чкаловске произошла закладка «Чайки». Но! В ноябре 1974 года произошла авария во время испытаний «Орленка»... После аварии и проектирование, и строительство «Чайки» было запрещено"

"Честный, добросовестный, квалифицированный инженер-кораблестроитель, она до сих пор работает с полной отдачей в организации, носящей имя ее отца".

В декабре 1985 года награждена медалью "За трудовое отличие".

Моего отца в 85-м "Трудовым Красным знаменем" наградили. Такой вот год был

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1