?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О том, как француженка на Нижегородчину с неба свалилась
Breviarissimus
breviarissimus

В копилочку истории Нижегородского края советского периода добавлена новая строчка. В принципе, факт известный, но подробности стёрлись за давностью лет. Восполняем пробел и публикуем заметку, почерпнутую со страниц рижской газеты "Сегодня", № 212 от 03 августа 1931 года.

Сухие строчки энциклопедий гласят, что 28.06.1931 года французская лётчица-рекордсменка Мариза Бастье вылетела на собственном моноплане Caudron C.109 из Парижа на восток. Направление - СССР. 29 июня, преодолев за 30 часов без посадки 2976 километров она приземлилась на поле под Нижним Новгородом. После непременных торжественных мероприятий в НН, француженка рванула обратно, через Москву, где 4 июля приземлилась на Центральном аэродроме. Советские власти встречали её исключительно любезно, отзывы официальных лиц в печати и выступлениях на митингах сочились радушием. Мариза отбывала из Советской России убеждённым другом нашей страны.

То есть хронология полёта, казалось бы, известна подробно и по часам. Однако, выяснились любопытные "штрихи". Оказалось, что перед Нижним Новгородом у Бастье была-таки промежуточная посадка. И её географическая точка вызывает у меня ряд вопросов. Судите сами.


ИЗ ПАРИЖА В НИЖНИЙ НОВГОРОД
Рассказ лётчицы Маризы Бастье

Французская лётчица Мариза Бастье побила недавно мировой рекорд прямого полета на авионетке, покрыв в 30 часов без спуска расстояние между Парижем и Нижним Новгородом. До Нижнего Мариза Бастье, впрочем, долетела не сразу, а вынуждена была снизиться у нижегородской деревни Юрино, на волжском берегу.

- Едва я успела сесть на землю, - рассказывает она в интересной статье в "Пти Паризьен", - мужики оставили работу в поле и бросились ко мне с великим, но вполне доброжелательным любопытством. С мужиками бежали босоногие дети и "великолепные бабы в цветных платочках..."

Мариза Бастье двинулась к ним навстречу, дружески махая рукой и стараясь объяснить "по - русски"...
- Франсез... Франзуска!

Нет ничего удивительного, что крестьяне ничего не поняли. Русские слова, который летчица пыталась заучить перед отлётом из Парижа, выскочили из памяти. Не помог и франко-русский словарь: Мариза Бастье не могла прочесть русских слов, да и крестьяне оказались неграмотными.

Наконец, с уст лётчицы сорвалось счастливое слово
- Телеграф.

Крестьяне зашумели: они поняли! Настоящее русское слово! Взаимному пониманию, к тому же, сильно содействовало и то, что лётчица открыла свои ящики и принялась раздавать ребятам съестное, привезенное из Парижа. От этого авионетка едва не погибла: "В радостном восторге дети бросились на авионетку, облепили её со всех сторон, оставляя следы пальцев на крыльях". С трудом лётчице удалось успокоить голодных ребят. Бабы и мужики повели её вниз с холма к реке. Утомленная полётом, француженка едва передвигала ногами, спотыкаясь на каждом шагу. Внизу оказалось, что деревня Юрино и телеграф находятся на другом берегу реки...

- К счастью - рассказывает Мариза Бастье, - любезность крестьян была безгранична. Через несколько минут подкатила телега, которую я раньше видела только на картинках "Мишеля Строгова". Одна из баб взялась меня сопровождать. Несмотря на нестерпимую тряску в телеге, я едва не заснула от усталости. Переход через реку на пароме был моим спасением. Я с любопытством и изумлением смотрела, с какой силой и ловкостью баба помогала багром паромщику. Вот настоящая спортсменка!

В избе, куда доставили французскую лётчицу, ее встретили двое мужчин и женщина в белых халатах. Вместо телеграфа - околоток! ... Женщина - врач Ольга Маневич-Марченко потребовала показать пульс: естественно, что у лётчицы, возбуждённой путешествием, пульс бился неправильно. Врачи заволновались, потребовали, чтобы Мариза Бастье разделась. Они желали немедленно выслушать ее. Объяснение на французском и нижегородском языках было невозможно. Лётчица пришла в отчаяние, но ее вновь спасло магическое слово:
- Телеграф.

... Пришёл телеграфист. Мариза Бастье сочинила три телеграммы в Париж, и предложила в уплату франки. Но в приволжской деревне никто не пожелал менять франки на советские рубли... Телеграфист унёс телеграммы, пообещав отправить даром. Мариза Бастье вздохнула с облегчением. Увы, она потом узнала, что телеграфист не отправил ни одной телеграммы, так как ... не мог прочесть латинских букв.

Неизвестно откуда, в деревне Юрино вдруг отыскался переводчик - некто Пётр Завьялов, говоривший по французски. При его помощи всё мгновенно разъяснилось. В Париж полетела телеграмма, составленная по французски русскими буквами. Вся деревня собралась у дверей околотка, жадно, глядя на заморскую путешественницу. Явились деревенские власти. Доктор Марченко поставила самовар, напоила гостью чаем и уложила спать на жёстком диване.

В 5 часов утра Маризу Бастье разбудил гул сирен, которыми местный завод приветствовал её прибытие. В телеге лётчицу вывезли на главную площадь, где гостью уже ждал деревенский оркестр. "Интернационал", речи, приветствия, опять "Интернационал", и процессия из нескольких телег тронулась к месту, где ждала авионетка ... Маризу Бастье сопровождала громадная толпа народа. Переводчик Завьялов разрывался на части. Неожиданно вынырнувший "возвращенец", работавший в Тулоне, и три года назад вернувшийся в СССР, с жаром рассказывал лётчице про Францию...

- В то время, как я показывала молодому геркулесу, как надо закрутить пропеллер, на авионетку сыпались цветы, а на меня - здравицы и поцелуи. В этой обстановке общего восторга, который останется на всю жизнь незабываемым для меня воспоминанием, я улетела в Нижний Новгород.


Прелестные зарисовки с натуры: полагаю, ощущения у деревенских жителей были примерно того же толка, что и у колхозников 60-ых, свались им на голову космонавты в спускаемом аппарате ... или того хуже, подбитый на Первомай 1960-го летчик-шпион Пауэрс со своим U-2. "Живая заграничная диковина". Аналогично, мадам Бастье увидела и ощутила воочию рюсс экзотиque - обратите внимание на упоминание романа Ж.Верна "Михаил Строгов" в её прямой речи ... судя по всему, иных описаний быта русской глубинки для среднестатистического француза в то время и не существовало. Совершеннейшая Азия, медведи на улицах Сибири, да прочая развесистая клюква им. маркиза де Кюстина и г-на Дюма.

Цепляет внимание, впрочем, нестыковочка. С географией не ладится. В каком-таком "Юрино" приземлилась отважная уроженка белль Франс? В черте нынешней территории города Нижнего Новгорода оказалось много деревень, ныне исчезнувших и оставшихся только в качестве топонимов (в лучшем случае): Бурнаковка, Гордеевка, Караваиха, а то и вовсе канувших бесследно - как, скажем д.Ратманиха, на земле которой располагается ныне завод "Красный якорь". Юрино среди них никогда не было. Относительно рядом с НН находятся Юрино Балахнинского р-на и Юрино Борского гор.округа - но от них до Волги весьма неблизко. Остаётся только Юрино, находящееся действительно на высоком берегу Волги близ устья Ветлуги - только уже в Марий-Эл, то самое, знаменитое "Шереметьевским замком".




По описанию рельефа местности - точно оно, с той разницей, что тогда не существовало Чебоксарского водохранилища и до уреза воды надо было еще плюхать и плюхать - сейчас Юрино спасает только система дамб. Одна маленькая закавыка: до Нижнего от шереметевского Юрино расстояние примерно в 150 км. Причём, заметьте, с востока на запад! На карте это прекрасно видно, прокрутите её влево. То есть, получается, что Мариз Бастье либо первоначально летела в НН очень сильно отклонившись к югу, а потом запоздало взяла к норду, либо просто промахнулась и пролетела лишних полтораста км, а возвращалась уже аккуратно следуя Волгой.

Причём в зарубежной справочной литературе ни про какой "Нижний Новгород" в описании рекордного перелёта и не говорится. Из описания фото ("фотоархив Гетти") триумфальной встречи М.Бастье в Ле-Бурже 21 июля 1931 г.: "FRANCE - JULY 21: At the aerodrome of the Bourget, the French female pilot Maryse BASTIE greeted the cheering crowd from her plane upon her arrival. She had just set a new record. On June 28, 1931, she took off from the Bourget and landed in Yurino (Russia) after flying 30h30min and travelling 2,976 km. The world record of distance travelled in a straight line for light, monoplace planes was beaten."



Но, конечно, в любом случае, по тем временам это было выдающееся достижение в области сверхдальних перелётов, косвенно вписавшее и Нижний Новгород в историю авиации.

По материалам французской тёти Вики: Мариза Бастье родилась 27 февраля 1898 года, ум. 06 июля 1952 года. Урождённая Мария-Луиза (двойное имя она сама потом сократила в одно) Бомбек была родом из Лиможа, что в Верхней Вьенне. Отец умер, когда ей было 11 лет, поставив семью на грань выживания. Работала в молодости на обувной фабрике, 1-ый брак - очень ранний - не удался, она осталась с ребенком, впоследствии скончавшимся, совершенно без средств. Второй муж -пилот-ас Первой мировой войны Луи Бастье (1925 г.): под его влиянием Мариза увлеклась полётами и решила стать пилотом, купив самолет.



Получила лицензию на пилотирование, и почти одновременно, в октября 1926 г. муж погибает в авиакатастрофе. Рекорды, установленные Мариз Бастье в 1930-х гг., включали международные достижения для женщин в длительности полета, расстояния и рекордного времени для одиночного полета через Южною Атлантику (так появились в "иконостасе" m-me Бастье и чилийские ордена).



В 1935 году она основала собственную лётную школу, базировавшуюся в аэропорту Орли. Мариза Бастье еще раз посетила СССР в 1937 г. Вдвоём с другой летчицей, Сюзанной Телье, они совершили очередной свехдлинный перелёт Париж - Москва - Казань - Омск - Иркутск, около 12 000 км. Советское правительство, по достоинству оценив этот поступок (могли и в Африку отправиться за рекордом) вручило Маризе орден Красного Знамени - первый гражданин Франции, удостоенный этой награды в истории.



Рекордсменка Бастье дослужилась во французских ВВС до капитана, имея более 3000 часов налёта, награждена орденом Почётного Легиона. Во Второй мировой - участник сопротивления, работала в Красном Кресте; едва не погибла, будучи выброшенной на ходу из санитарного эшелона немецким конвоиром.


Демобилизовалась в 1946 г., продолжала летать. Трагически погибла 06 июля 1952 г. в аэропорту Лиона во время демонстрационного полёта (за штурвалом был другой пилот). Похоронена в Париже. Её именем названо несколько учебных заведений во Франции, мемориал её памяти находится в одном из парков Парижа, а авиастроительная корпорация "Бомбардье" назвала в её честь улицу в г.Сен-Лоран (ныне район Монреаля), на которой находится одна из их штаб-квартир.

В Нижнем Новгороде и Нижегородской области о перелёте М.Бастье 1931 года не помнит никто, включая большинство краеведов.