?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О Донской старине
Breviarissimus
breviarissimus

Из истории Донского края.
Перепечатка более старого источника в газете "Донская речь", № 19 от 12 февраля 1891 года.

Описываемые события происходили 23 мая 1822 года.



Упоминаемый в тексте Ф.А.Кутейников позднее стал войсковым депутатом от дворянства (15.07.1824 - 05.09.1827).
Его биография весьма насыщенна:


Федор Афанасьевич Кутейников – г.р., приблизительно, 1764 – 1765 гг. (Согласно формулярному списку 1820 г. ему 56 лет). Г.с. неизвестен. Дворянин. Из офицерских детей. Был женат на Марии Васильевне. Бракосочетание состоялось в Старочеркасской станице в 1797 г. Чины и звания: был награжден орденом Святой Анны 2 степени, алмазами украшенный за сражение у г. Калиша в 1813 г. ; кавалер; 1782 г. – казак; 8 июня 1783 г. – есаул; 11 декабря 1790 г. - войсковой старшина; 10 мая 1811 г. – подполковник; 15 декабря 1820 г. по болезни уволен в звании полковника.

Служба: с 1782 г. – 1788 г. на Кавказской линии в сражениях с горными народами, (1784 г. – в боях с чеченцами, в 1784 г в Большой Кабарде, в вершине р. Уруп при завоевании и выводе из кубанских в российские пределы белгородских и ченбулуцких татар до 5000 семей, 1788 г. – у содержания постов); 1789 г. – в Гурецкой армии при блокировании и взятии крепости Бендеры, 1790 г. при взятии крепости Измаил, 1791 – май 1792 г. – в Молдавии при р. Днестре у содержания кордонов, 1792 – 1795 г. – у содержания Таманской области; в Польше; 1797 – 1802 г. – в г. Киеве у содержания кордонов, 1811 г. – в Бессарабии; 1811 – 1812 гг. - в боях против турецких войск; 1812 – 1814 гг. – в боях против французов; 1817 – 1818 г. – при черкасском начальстве; 1820 г. – на границе против кубанских народов; 1820 г. – по болезни уволен.


Герой почти всех войн заката царствования Екатерины II, эпохи Павла и Александра I.

Теперь касаемо географии.
Скорее всего, развлекаться донцы ездили в станицу Дурновскую Хоперского округа Области Войска Донского (пограничный с Саратовской и Воронежской губерниям).
По поводу станицы Старочеркасской (или Черкасска), бывшей до 1805 г. столицей войска Донского, в сети имеется неплохой обзорный фоторепортаж от varandej.

Завивание венков - это один из элементов казачьей обрядности, связанной с празднованием религиозного праздника Троицы/Пятидесятницы (цит. по книге В.Ф.Никитина "Традиции казачества").


Обряд "завивания венков" с использованием персонифицированного деревца известен в единичных станицах. В большинстве случаев это название в конце XIX - XX веке применялось к общественным гуляниям, коллективной трапезе. Ни обряд, ни название не известны в бывших черноморских и ряде закубанских станиц. Составной частью этого обряда могли являться и ритуалы кумления, гадания на троецких венках. Обычай плетения венков, в т.ч. с исполнением песен, известен шире обряда "завивания венков" и кумления, гадания. Их могли освящать в церкви, а в последующем вешали на икону, на ворота, использовали в народной медицине. Обряд кумления известен был на Кубани в нескольких поло-возрастных вариантах: детский, с участием только девушек, с участием юношей и девушек. Он мог являться "составной частью "завивания венков", "крещения и похорон кукушки" или же выступал как самостоятельное явление. Местом проведения мог быть лес, сад, колодец / копань, подворье с ведром воды в центре. Обряд мог сопровождаться обменом кумящимися крестиками, элементами костюма, сопровождаться, как, например, в ст. Чернореченской и других, специальной песней: "Рэли, нынче Тройца".


Таким образом, можно констатировать, что это узкоспецифический, локализованный в области Войска Донского обычай.
Причем к концу XIX века чисто мужской вариант ("Молодые казаки уходили далеко в поле, где отыскивали редкие и красивые цветы, плели из них венки и дарили казачкам.") практически исчез.

Остаётся загадочный термин "мукатун".
Из пушки и мукатуна в честь праздника стреляли козаченьки и гг.офицеры.
С пушкой понятно - с пьяных глаз из огнестрела крупнокалиберного завсегда выпалить тянет.
Но из мукатуна?

Покуда версий правдоподобных не имеется ... возможно, это - диалектное название однозарядного пистолета или ещё какой ручной (?) пищали.