?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Вывесить флаг Next Entry
О синематографе ля-рюсс
Breviarissimus
breviarissimus

Малоизвестный автор белой эмиграции, ныне практически забыт.
Печатался в парижских изданиях под псевдонимом "Жак Нуар".



Яков Викторович Окснер (1884-1941?), поэт-сатирик, фельетонист, большой друг И.Северянина. Литературную деятельность начал в Одессе, печатался в "Сатириконе", "Огоньках", "Эпохе". После революции переехал в Кишинев, где работал в газете "Новое слово", в 1922 г. перебрался в Берлин, печатался в "Голосе эмигранта", выпустил сборник "Сквозь дымчатые стекла" (1922), входил в литературно-художественный кружок, организованный Лери (Клопотовским). Выпустил четыре сборника стихотворений для детей. Печатался в газетах "Руль" (Берлин), "Сегодня" (Рига), "Эхо" (Каунас) и ее берлинском иллюстрированном приложении, других изданиях. С января 1936 г. обосновался в Бухаресте, сотрудничал в газете "Наша речь". Погиб в кишинёвском гетто в 1941 г. Точная дата смерти не установлена (см. "The Complete Black Book of Russian Jewry").

В приведённой ниже пародии, Окснер нещадно бичует штампы голливудской и шире, западной кинематографии, обильно сыпавшихся с экранов на зрителей, пришедших насладиться очередной "клюквой" на темы Руси-России.

МОВЕ-ТОНФИЛЬМ ИЗ РУССКОЙ ЖИЗНИ

1.
Избы. Вьюга. Лес. Избушка.
Тройка. Дикий бег саней.
Мчится вихрем князь Петрушка
К милой Марфушке своей.

Снег. Сугробы. Перелески.
Два медведя под сосной.
Кучер в шубе. Князь в черкеске
С длинной пикой за спиной.

2.
Зал. Иконы. Печь. Подушки.
Самовар из серебра.
У принцессы у Марфушки -
Бочка водки, да икра.

На принцессе ленты, бусы,
Шаль, кокошник, сарафан.
Князь разводит с ней "турусы" -
Русский с драмою роман.

3.
Князь играет на гармошке,
А в глаза его тоска.
А Марфушкины сапожки
Отбивают трепака.

Князь заплакал. Вынул плётку.
Из-за печки вышел кот.
Князь Петрушка хлещет водку.
"Волга - Волга..." он поёт.

4.
Избы. Вьюга. Скат лесистый.
Вдоль по берегу реки.
Прут на замок нигилисты -
По прозванью "мужики".

Лезут скопом. Все сердиты.
В шкурах волчьих - просто страх.
Не крестьяне - троглодиты
С красным знаменем в руках.

5.
Лай собачий. Стук в окошке.
На крылечко вышел князь.
Полетела в снег гармошка,
Оборвалась с жизнью связь...

Чёрным ходом шмыг принцесса.
Села в сани и - вперёд!
Мчится тройка шибче беса.
Не догнал её народ.

6.
В Холливуде (не в неволе)
Много кино-ателье,
Там Марфушка в главной роли
В фильме "Царское колье".

Шум, успех необычайный.
И принцессе в сей момент
Предлагает брак законный
Большевицкий президент.

7.
Кремль. Москва. Дворцы. Палаты.
Вдалеке дымит завод.
А на площади солдаты.
И ликующий народ.

Нет конца пурпурным лентам
И в плакатах горизонт.
А Марфушка с президентом
Объезжают красный фронт.

8.
Заключенье. Лес. Опушка.
Камень с надписью такой:
"Здесь покойник князь Петрушка
С Достоевского тоской".


Цит. по: "Иллюстрированная Россия", Париж, № 11 (304) от 07.03.1931 г.

Подробный разбор произведения по косточкам можно посмотреть в сборнике научных работ молодых филологов Тартусского университета от 2013 г., "РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ. 24.  На стр. 233-240 там опубликована прекрасная статья С.Погодиной из Риги "Князь Петрушка и Принцесса Марфушка Жака Нуара: к (кино)поэтике тривиального текста 1920-х годов".

Давно уже не получал такого наслаждения от качественного научного текста: " Одним из ярких кинотекстов подобной тематики является знаменитый фильм Сесиля де Милля о русской революции "The Volga Boatman" ("Бурлак
с Волги", 1926 г.), "где революционеры - репинские бурлаки, а также татары и цыгане. А их идеологические противники ("классовые враги") - аристократы - живут в роскошных замках, напоминающих восточные декорации к балетам "Русских сезонов" Дягилева". ... В тексте Жака Нуара прочитывается и богатый аллюзивный пласт из русской классической лирики - от фетовского "Шепот. Робкое дыханье" и до бальмонтовского "Вечер. Волны". На уровне построения сюжета важной является традиция дель-артовского любовного треугольника Коломбины, Арлекина и Пьеро."


Настоятельно рекомендую к прочтению.



  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Жаль, что так вышло

  • 1