Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

Breviarissimus

О Долорес Морено

Возвращение забытых имён русской послереволюционной эмиграции продолжается до сих пор. Процесс этот многотрудный - поколение ушло в небытие, многие документы утеряны, мемуаристика отрывочна и субъективна, а официальная российская историческая наука по большей части игнорирует усилия отдельных энтузиастов. Поэтому каждое извлечённое из забвения имя имеет особую ценность, вне зависимости от того, на каком поприще трудился наш соотечественник и чем был известен. Тем паче, что их слава оставалась неизвестна на Родине.

Обратимся к деятелям мира изящных искусств. Ещё один кусочек мозаики, собирая которую понимаешь - насколько мощный вклад дало русское беженство в европейскую и, шире, мировую культуру 2-ой четверти ХХ века.  Позаимствовано из газеты "Возрождение", Париж № 4165 от 06 января 1939 года.


Долорес Морено

Как у нас уже отмечалось, Долорес Морено (урожд. А.И.Донецкая) открыла систему записей кастаньет, которая в скором времени выйдет отдельной книгой. В настоящее время Морено даёт уроки кастаньет по этой системе, пользующейся всеобщим признанием.

Иоахим Нин (1), знаменитый испанский композитор, пианист и музыкограф прислал Долорес Морено восторженное письмо, которое послужит вступлением к её труду: "Переход из самого абсурдного эмпиризма к желанной всеми нами стройной системе записей для кастаньет есть то "чудо", которое свершила Долорес Морено. Теперь, благодаря терпеливой работе этой прекрасной артистки, искусство игры на кастаньетах перестанет быть тайной и займёт в танце место, которое ему подобает по праву, как в оркестре инструменту. Испания не приревнует, а танец выиграет качеством".

В 1937 году наша соотечественница получила приглашение от союза профессоров прочитать на ХII Международном конгрессе танца (на выставке в Павильоне Танца) лекцию об открытой ею системе, которую иллюстрировали ученицы её студии. Лекция имела огромный успех. На общем собрании конгресса, Д.Морено была избрана членом жюри, а французская ассоциация профессоров танца просила ее войти членом в их союз.

Но длинный и тяжелый путь прошла Долорес Морено, прежде, чем достигла тех знаний, опыта и всеобщего признания в испанском танце, которыми она теперь обладает.

Ещё в России, в 1919 г., Д.Морено окончила Петербургскую Консерваторию по классу пения у Ирицкой (2), по теории у Чеснокова (3) и по гармонии у Петрова (4).

Сейчас же по окончании консерватории, ей, как и многим артистам, пришлось бежать в Финляндию от гнёта советской власти, При переходе границы, она простудилась (дело было зимой) и заболела катаром горла. В первое время эта болезнь ее не беспокоила, но потом голос стал сдавать. В конце концов, Д. Морено решила бросить пение и отдаться своей детской мечте - танцу: русское балетное искусство обогатилось ещё одним талантом, проявившим себя в сфере, доселе неведомой не только нам, русским, но и самим испанцам.

Главная заслуга Д. Морено в том, что она нашла для кастаньет - важнейшего фактора испанского танца - систему записи, облегчив тем самым танцовщикам, работу над изучением этого инструмента. Сколько испанцы ни бились над разрешением этой задачи, они не достигли никаких положительных результатов и понадобился талант русской артистки, чтобы разрешить эту проблему.

Н.Д.Янчевский.


Совершенно забытый персонаж, не удаётся обнаружить практически никаких следов в литературе. Единственно, в книге Ninotchka Devorah Bennahum "Antonia Mercé, "La Argentina": Flamenco and the Spanish Avant Garde", изданной в 2000 г., упоминается вскользь Морено (Донецкая), причём в тексте её именуют "castanet-notator" при "Архентине", т.е. специалист по записи кастанетной музыки, извините за кривой термин. Антониа Мерсе-и-Луке (1890-1936), которой посвящено вышеупомянутое исследование, имевшая сценический псевдоним "Архентина" считалась "Павловой фламенко" и была одной из самых блистательных исполнителей испанских народных танцев. В одной из публикаций "Возрождения" за 1930 г. Долорес Морено также упоминается как участник "труппы знаменитой Аржентины", однако уже в 1932 г. у Морено уже была в Париже собственная балетная студия.




(Фрагмент выступления Архентины, Париж, 1930 г. Музыка, естественно, наложена на старую плёнку позже.)

Фотографий Долорес Морено не сохранилось, судьба её также неизвестна. Но, по крайней мере, в 1940 г. она была ещё жива и здорова, чему свидетельством программка балетного дивертисмента в Сиднейском королевском театре (Австралия) от 19 сентября 1940 г. В списке выступающих в представлении "Farewell Original Ballet Russe: Midnight Perfomance", m-me D.Moreno значилась как "spanish dancer" и выступала под музыку Jota de Aragonese (арагонского фольклора).

P.S. Поиски следов Долорес Морено (А.И.Донецкой) продолжаются.  В частности, выяснилось что она снималась в кино: испанская картина "La bejarana", по базе IMDB - 1926 г., по некоторым другим источникам - 1924 года выхода.

Collapse )
Breviarissimus

Об "Аквариуме" неведомом полиции

Дедушка русскаго рока Борис Борисович Гребенщиков 26 мая давал уличный концерт на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. После выступления патриарх подошел к стажеру полиции, который находился в толпе, и пожал ему руку. Далее меж ними произошёл короткий диалог. Парень спросил у БГ: "Что за группа была?". "Аквариум", - кротко ответствовал музыкант, что не произвело на блюстителя порядка никакого впечатления. Стажер незаинтересованно переспросил и снова зарылся в смартфон.

О, племя младое, незнакомое! Разумеется, кумиры прошлого, как правило, выживают из ума довольно быстро, а из сердец грядущих поколений изымаются как бы и не быстрее, но Борис Борисыча можно и должно знать русскому образованному человеку. Хотя бы в объёме "Под небом голубым", да "Полковника Васина" с "Древнерусской тоской". Эпохальные произведения, в смысле - песни, делавшие сразу две, сменившие друг друга эпохи.


Breviarissimus

О ветре культурных перемен

В связи с последними новостями из околоправительственных кругов Нижегородской губернии, у аборигенов возникают вопросы. Во первых, насколько насущна была управленческая потребность убрать так скоропостижно С.Горина с поста минкульта области? ("Как сообщил источник агентства "НТА-Приволжье" в правительстве региона, Сергей Горин намерен покинуть министерское кресло по собственному желанию.") Сергей Александрович - чиновник опытнейший, имеющий профессиональное музыкальное образование, "на сфере культуры" в Нижнем сидит с 1998 года, со времён департамента культуры города. В злоупотреблениях прессою не был замечен, скандалов с ним связанных не припоминается. Покуда общественности совершенно теряется в догадках - по кой, извините, лонжерон, Кремль собирается менять на переправе вполне годного и хорошо зарекомендовавшего себя коня? Кроме того, появившаяся информация об уходе Вениамина Архангельского (начиная с 12 декабря) с поста директора ГБУК НО "Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" и возможном переходе отставного С.Горина на эту должность, и вовсе внесла сумятицу в умы. Складывается ощущение, что Архангельского просто "попросили" из директорского кресла, освобождая его - в качестве утешительного приза - под бывшего министра культуры региона.

Второй момент будоражащий со вчерашнего вечера лучшие литературные салоны мадам Шерер кухни Нэнска, связан с преемником г-на Горина. Если верить агентству ИФ-Регион, на освободившуюся вакансию министра культуры  высочайше рассматриваются 3 кандидатуры: директор музыкального колледжа имени М.А.Балакирева Игорь Кораллов, руководитель департамента культуры администрации Нижнего Новгорода Наталья Суханова и учредитель ООО "Кассир.ру" Александр Бениш. По личности Кораллова вопросов нет, звезда караоке m-me Суханова всё-таки пообтесалась за годик работы - хотя вариант, конечно, далёкий от попадания в яблочко. Но третий кандидат - коего СМИ усиленно рекламируют как наиболее вероятный, и вовсе шедевриален. Оказывается, уже пару недель тому как ВРИО  губернатора Глеб Никитин назначил своим советником по культуре некоего Бениша Александра Альбертовича, 1978 г.р., уроженца Нижоблы, проживающего на постоянку (судя по его вконтактику) в г.Москва. Краткий обзор деяний А.А.Бениша полученный в результата серфинга сети, приводит в недоумение - а за что именно сего джентльмена в прачечную  за культурёшку-то поставили советовать?

Соучредитель двух комм.фирм (ООО "Нижегородконцерт" и ООО "Кассир.ру Нижний Новгород"), занимающихся продажей билетов на общественно-массовые мероприятия, организатор концертов попсовых и не очень "звезд" и "звездулек" в Нижнем Новгороде, на мой субъективный и консервативный взгляд имеет к собственно настоящей культуре - как форме торжества человеческого духа над материей - такое же отдалённое отношение, как стасымихайловы - к музыке. Что, тем не менее, не помешало г-ну Бенишу подготовить концепцию развития отрасли культуры региона (sic!) и даже представить её Глебу Никитину. В процессе интервьюирования корреспондентом НИАНН, Александр Альбертович безмятежно констатировал, что его назначение зависит только от воли ВРИО главы губернии, однако ему самому "эта работа была бы интересной", и что он готов "трудиться на благо родной земли".

Родная земля в ужасе поёжилась от такой перспективы. Померещились пляски киркоровских подтанцовок на Щелковском хуторе, а также театрализованное шоу "Минин в октябре" на Скобе, с лысым пожилым Розенбаумом в главной роли и "балетом Тодес", духоподъёмно воздымающим конечности купно-заедино  Хотя, по известной нижегороцкой народной мудрости "всяко быват: и на Ё быват, и на Я быват", то есть возможно, что бизнесмен Бениш - гениальный менеджер и под его началом сфера духовности Нижнего воссияет новым ослепительным светом ... исключать не могу. Но смутные предчувствия терзают и не дают покоя. Может лучше было взяться для начала за перетасовку иных министерств губернии? В строительном комплексе и социалке у нас при быв. губернаторе было наработано на непочатый край работы для правоохранителей. Тем не менее, тасовать колоду начали с наиболее безобидного минкульта. Странно, девицы.

Collapse )

Breviarissimus

О приобщении негров к классике

Музыке и шире, высокому искусству, все нации покорны.
Белые колонизаторы пользовались вовсю достижениями технического прогресса.
XX век, всё-таки.
Цивилизовали чёрный континент как могли.
Не их беда, что едва вырвавшись из-под "ига" европейцев, негры побросали ученические тетрадки в водопад и взялись за копья со стрелами автомат Калашникова.
Попытаться следовало, ибо - "бремя белого человека". Киплинг, все дела.

Collapse )

Breviarissimus

О "Ведерке"

Узнаю жителей острова на восточном краю империи, с их специфическим юморком!
До слёз прошибло ...


(кликабельно, не шутка)

Шансон бесплатно - это мощный аргумент в борьбе за потребителя услуг.
Трезвый водитель - обнадёживает, конечно.
Прогремели, да. 
Breviarissimus

О рояле без мужа

Феминисткам на заметку: бездны смысла и почва для баттхерта откроются им в примечании к нижеприведённой рекламе. Рассрочка? Даме? Господь с вами ...
Позаимствовано в русскоязычной эмигрантской газете "Возрождение", Париж, № 1684 от 11 января 1930 г.

P.S Собственно, для лучшего понимания ситуации необходимо помнить, что приличное классическое образование априорно подразумевало обучение чада музыке. Посему пианино было распространённым предметом интерьера, насущной необходимостью - а не пылесборником или подставкой для горшков с цветами, как мне частенько доводилось наблюдать в интеллигентных семьях СССР 80-ых гг. Ряды собраний сочинений из "библиотеки "Огонька" с неразрезанными страницами на полках (стояли для красоты) и обязательный внушительный "Аккорд" или "Красный октябрь", накрытый кружавенькой салфеточкой.

Collapse )

Breviarissimus

О мятеже и несдержанности

В начале 1928 года европейские СМИ шумно обсуждали происшествие, которое вошло в историю Royal NAVY как "the "Royal Oak Mutiny" (мятеж на "Ройял Оук"). Суть инцидента, изрядно будировавшего общественное мнение, особенно в самой Великобритании, состояла в том, что капитан линкора Дево (Dewar - в транскрипции тогдашней русскоязычной прессы - Дюар) и его старший офицер Даниель отказались выходить в море под командованием адмирала Бернарда Колларда, сначала долго "прикапывавшемся" к офицерскому составу линкора, а потом и вовсе совершившем нечто неслыханное с точки зрения офицерской чести. В результате Первая эскадра Средиземноморского флота GB опоздала с выходом с о.Мальта на 2 дня. ЧП всегосударственного масштаба, скандал в благородном семействе "владычицы морей". Итак, вот что писало об этом парижское "Возрождение", № 1019 от 17 марта 1928 г.

Collapse )

Breviarissimus

О НН как источнике вдохновения

Страсти какие ... краезнавский опус девицы из Нижнего Новгорода вдохновил солистку "Garbage" на песню.


"Одна из песен с нового альбома американской рок-группы Garbage была написана под впечатлением от письма российской фанатки из Нижнего Новгорода. Об этом вокалистка группы Ширли Мэнсон сообщила журналу Entertainment Weekly. Как пояснила исполнительница, песня Night Time Loneliness ("Ночное одиночество") появилась после турне коллектива по России в 2012 году. В частности, после посещения Нижнего Новгорода, где к Ширли подошла 19-летняя фанатка и передала загадочное письмо. В нем, как отметила Мэнсон, речь шла о переживаниях девушки и содержался крайне эмоциональный рассказ о родном городе - собственно, Нижнем Новгороде."
(источник)


Урбанистика в красках - ночные кошмары подворотен Мончегории, оживающие на ночь истуканы Покровки и прочия достопримечательности. Богвесть, что девушка понаписала Ширли, в каких красках обрисовала наш любимый город на слиянии Оки и Волги, но в истории поп-музыки он уже останется навсегда. А то, право слово, А.Хрынов-Полковник с бессмертным местнопочитаемым хитом "Выглядят хмуро темно и немолодо // Горькие люди ..." на международную известность не тянет, да и не претендовал.

Breviarissimus

О гендерных и музыкальных аспектах вестернизации Турции

Новости от 31 декабря 1934 года. Мустафа Кемаль Ататюрк закладывает основы современного турецкого государства, с коим у России сегодня возникло столько проблем. Железною рукой загонял, ткскзть, население на светлый путь модернизации. Зарисовки на полях истории. Подсмотрено в газете "Возрождение", Париж, № 3498 от 31 декабря 1934 г.


Новая Турция

На выборах в новый турецкий парламент, которые предстоят в 1935 году впервые в истории Турции примут участие и женщины. Реформа эта проведена Кемалем-пашою, ныне именующимся Ататюрком - так как в Турции, как известно, введено теперь обязательное ношение фамилий. Правом избирательного голоса пользуются все женщины, достигшие возраста 23 лет - депутатки должны иметь не менее 30 лет. Четыре года тому назад турчанки получили право участия в муниципальных выборах и теперь Кемаль-паша признал этот опыт удачным и продолжил его дальше. По всей вероятности, ряд кандидаток будет включён в официальный и единственный список кемалистской парии. Популярность главы турецкой республики среди женского населения неимоверно возросла.

Вторая реформа носит уже чисто музыкальный характер. Ататюрк очень не любит восточной музыки, которая, по его мнению носит исключительно монотонный, меланхолический и ленивый характер и тем самым вредно действует на психологию народа. Исполнение восточных мелодий в ресторанах, кафэ и публичных местах запрещено полицией, а правительство вызвало нескольких известных венских композиторов специалистов по джазу, для спешного изготовления новой турецкой музыки. Это мероприятие не вызвало особенного восторга среди старого поколения, которое справедливо указывает, что восточная музыка не только освящена тысячелетними традициями в Турции, но пользуется заслуженным уважением и на Западе.

Наряду с музыкальной реформой идёт и лингвистическая. Вслед за введением латинского алфавита, правительство приступило к очищению турецкого языка от многих тысяч "иностранных" слов, главным образом, арабских и персидских. Передовые статьи в главнейших турецких газетах уже появляются на очищенном языке и сам Кемаль-паша в своих речах даёт примеры, как надо говорить на истинно-турецком языке.


Как мы видим, все великие реформаторы похожи ... бороды брить, самураев к ногтю и т.п. Кемаль вот старинную однапалкадваструна музыку запретил и населению фамилии раздал. Да, до выпуска Национальным собранием в июле 1934 г. особого закона, в Турции, как и в Османской империи, у граждан были только имена, что создавало гигантские проблемы при паспортизации. Сохранились любопытные свидетельства, как турки лихорадочно начали подбирать себе фамилии, кто во что горазд: "Исмет стал Инёню в память о двух сражениях, выигранных им во время войны за независимость. Нури взял фамилию Конкер - это название местности, где он сражался бок о бок с гази во время битвы за Дарданеллы. Министр иностранных дел стал Арас - это название реки, где он вел переговоры; Халиде Эдип взяла фамилию Адывар ("Та, у которой есть имя"), а Афет станет Инан ("закон" и "вера"), другая приемная дочь Кемаля Сабиха, ставшая пилотом, Гекчен ("Приходящая с неба")". Насильственное введение передового музыкального учения джаза тоже изрядно внушаИть. В целом - "я его слепила из того, что было"(С), но результат оказался весьма дуалистичным по природе. Светское воспитание вбитое палкой ("до утра танцывать чарлстон, шайтан, будеш!") в сочетании с глубинными архетипами завоевателя и дикого кочевника. Коктейль "слеза бухой одалиски", взрывоопасен. Рвануло в веке двадцать первом.