Category: производство

Category was added automatically. Read all entries about "производство".

Breviarissimus

Об ударничестве

Перелистываю белоэмигрантскую прессу в поисках материалов по краеведению Горького города. Парижское "Возрождение" (№ 3832 от 30 ноября 1935 г.) перепечатывает заметку из московских "Известий". Достойно внимания, потому как и в малой капле воды отражается небо.


"За антипартийное выступление, направленное против стахановско-бусыгинского движения и за клевету на бусыгинца Козлова, снят с работы председатель цехового комитета нижегородского автомобильного завода Сегодняев. В своём выступлении на партийном собрании Сегодняев утверждал, что стахановско-бусыгинское движение на электрической станции невозможно. Только после решительного отпора этой теории со стороны партийного собрания, Сегодняев начал признавать свои ошибки. Партком завода объявил Сегодняеву строгий выговор."


Товарищу наспех объяснили, что неверие в силу стахановства-бусыгинства есть страшный грех перед государством рабочих и крестьян - сняли с выборной должности,  но из ВКП(б) не исключили, заметьте ... Подозреваю, что в заводском парткоме сидели, в т.ч., грамотные инженеры втайне, с содроганием, ожидающие результатов распространения ударнической движухи на электроподстанции, водопровод и прочие коммунальные службы ГАЗа.

Collapse )

Breviarissimus

О том, как Гаугель пароход судил

Читаю материалы, посвящённые личности И.Гаугеля (1882-1933) - личности, о коей нижегородцы ничего, как правило, не знают, но все слышали его фамилию. В Сормовском районе города существует одноимённая улица, давшая повод к специфически нижегороцкой остроте: "Живешь на Гаугеля - работай на Гаугеля" (имеется в виду её крайняя географическая удалённость от центра Нижнего).  Что же до жизненного пути Ивана Христиановича, работавшего на заводе "Красное Сормово" в амплуа "матроса с маузером", то после 1991 года судьба быв. революционного матроса с крейсера "Очаков", волею случая ставшего комиссаром на судостроительном производстве, напрочь перестала интересовать исследователей.

Но ведь какие шедевриальные  детали всплывают. Безыскусная простота, будни красной нови. Эпизод биографии И.Х.Гаугеля (по ссылке - очерк С.Серпанова "Призрак матроса с маузером" полностью).

Collapse )

Breviarissimus

О квартирном вопросе: что почём для апатрида?

Попалась на глаза добротная статья в парижском "Возрождении", № 32 от 4 июля 1925 г., в которой автор (укрывшийся за аббревиатурой "В.П.") даёт обзор цен на жильё в различных регионах Франции середины 20-ых гг. Больной вопрос для беженцев из России, вечно скитавшихся по съёмным углам. Из текста публикации следует, что на тот момент во французской провинции руководство предприятий уже строило для рабочих временное жильё, привлекая таким образом на заводы персонал, нехватка которого ощущалась в годы, последовавшие за Версальским перемирием. Война выкосила миллионы людей, Европа остро нуждалась в рабочих руках. Именно тогда, как мне уже доводилось упоминать не раз, в Ля Белль Франс потянулись марокканцы, итальянцы и попавшие в эту струю русские белоэмигранты. Однако, особо отмечу, что относительно благоприятная экономическая конъюнктура, позволявшая найти работу, хлеб и кров русским горемыкам, схлопнулась в 1929 году и вплоть до начала Второй Мировой подобное "благоденствие" более не наблюдалось, что сказалось и на положении с жильём - цены возросли, платежеспособный спрос упал. В дальнейшем постараюсь найти аналогичные цифры по аренде квартир и комнат на середину 30-ых гг., занятно было бы сравнить динамику за 10 лет.

Collapse )

Breviarissimus

О юбилее завода им.Ленина

Мои поздравления нижегородскому заводу им.Ленина! 100 лет - солидная цифра. НТА-Приволжье напомнило: "2 февраля в Нижнем Новгороде председатель ЗСНО Евгений Лебедев принял участие в торжественном мероприятии, посвященном 100-летнему юбилею Нижегородского телевизионного завода им. Ленина."

Одно из градообразующих предприятий южной части Нижнего Новгорода, наряду с з-дом им.Фрунзе, "Кварцем", ГНИИРТом и НИИИСом - собственно весь Приокский (быв. Мызинский, далее - Ворошиловский) район вырос вокруг этого "куста" радиотехнических производств. Ныне работает с приличной загрузкой ввиду активного государственного оборонзаказа, пережив каким-то чудом безвременье 90-ых.


"Предприятие было основано акционерным обществом русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске" и предназначалось для производства телефонных, телеграфных, радиотелеграфных и других электротехнических аппаратов для снабжения Русской армии, сражавшейся на фронтах Первой мировой войны. Днем закладки первого камня на строительстве завода считается 1 августа 1915 года. Разрешение на эксплуатацию было выдано 31 января 1917 года."


Вкратце, история предприятия такова. Производство телефонов продолжалось на предприятии до 1949 г. С 1929 г. на заводе начался выпуск связных радиостанций, который окончательно завершился лишь в 1956 г. Эти радиостанции (более 50 типов) широко использовались на вооружении армии, что позволило к 1937 г. увеличить удельный вес радиотехнической аппаратуры в общем объеме производства до 82%. В марте 1946 г. завод первым в стране получил правительственное задание на разработку и изготовление подвижных радиолокационных станций. Уже в 1947 г. первые образцы РЛС П-3А были представлены на стендовые, войсковые и полигонные испытания. В августе 1948 г. станция П-3А принята на вооружение в СА. Всего с 1948 г. предприятие разработало и производило более 20 различных типов РЛС. С начала 50-х гг ХХ в. параллельно с производством вундервафель военной продукции начинается серийный выпуск изделий бытовой аппаратуры. Сначала это были радиопроигрыватели и ламповые радиоприемники собственной разработки, а с 1960 г. начинается серийный выпуск телевизоров. Всего их изготовлено более 8 миллионов штук. "Радий", "Чайка", "НИТЕЛ" - эти телевизоры были широко известны в СССР.

Breviarissimus

О радостном событии для Сормовского завода

"Коммерсант" на линии.

Нижегородский завод "Красное Сормово" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) получило заказ на поставку пяти танкеров-химовозов для петербургской компании "БФ Танкер" и пяти сухогрузных теплоходов для ООО "Пола Райз". Такого единовременного крупного контракта Кр.Сормово в постсоветское время, если не ошибаюсь, не получало от российских компаний никогда. При этом даже не смущает тот факт, что ООО "Пола Райз" частично принадлежит кипрским шарашкам "Капстанс Холдинг лимитед" и "Теутоник Терминал Сервисез", равно как и владелец питерской ООО "БФ Танкер" – кипрская же компания Transchemical Group Ltd. Коли прибыток родному заводу случится, пусть будет оффшор, лишь бы на пользу России шло.

Из описания проектов, предполагающихся к постройке:

"Сухогрузы проекта RSD59 - cамоходные суда "Волго-Дон макс" смешанного плавания "река-море". Длина судна - 141 м, ширина – 16,9 м. При осадке 3,6 м в реке дедвейт судна составляет 5,1 тыс. т, при осадке 4,5 м в море дедвейт - 7,45 тыс. т. Судно предназначено для перевозки для перевозки генеральных и навалочных грузов, пиломатериалов и круглого леса, металлолома, контейнеров, угля и опасных грузов. Танкеры проекта RST27 - самоходные суда "Волго-Дон макс" класса, предназначенные для смешанной ("река-море") перевозки наливных грузов: нефти и нефтепродуктов, а также вредных жидких веществ. Длина судна - 140,85 м, ширина - 16,86 м. При осадке 3,6 м в реке дедвейт судна составляет 5,4 тыс. т, при осадке 4,2 м в море дедвейт - 6,98 тыс. т. "

P.S. Рекомендую к данному вопросу неплохую публикацию, представляющую выжимку из доклада "Новые требования к российскому речному судостроению в условиях маловодья рек", прочитанного ген.директором "Морского инженерного бюро", д.т.н. Г.Егоровым на конференции "Российское судостроение" (состоялась 7-8 апреля 2016 г. в Санкт-Петербурге). Там и цифры приведены, и перспективы судостроения речного в РФ. Показательная и немало вдохновляющая деталька из доклада: сейчас стоимость постройки судов плавания река-море в России меньше, чем в Китае



На фото: RST27 сормовской постройки, июнь 2015 г.

Breviarissimus

О житье-бытье марсельском

Перешедшие к сугубо производительному, самому что ни на есть пролетарскому физическому труду (не все за баранку сели, львиная доля к станку пошла), русские офицеры в эмиграции оставили нам к прискорбию мало "производственных" мемуаров. Разумеется, на старости лет кое-как встроившимся в западное общество беженцам было несравненно комфортнее с ностальгией вспоминать детство с лютиками-цветочками в имении на Тамбовщине, нежели будни 30-40-летнего гастарбайтера в чадном цеху "Крезо" или "Ситроена". Поэтому столь важны попадающиеся в прессе русского зарубежья свидетельства заводского бытования в стиле "соцреализма".

Сегодня нашим корреспондентом из минувшего выступает Спижаков Андрей Николаевич (1881-?). Закончил Киевское военное училище в 1902 г. В 1909 г. - штабс-капитан, смотритель магазина (исправляющий должность) Кременчугского вещевого склада Одесского военного округа. Полковник в Добровольческой армии и ВСЮР, по Интендантскому управлению. В Русской Армии до эвакуации Крыма, помощник контролера 1-го армейского корпуса. В эмиграцию выехал в Болгарию, затем перебрался во Францию. 4 февраля 1923 г. подписал воззвание о возвращении в СССР (т.н. "Обращение "Совнарода" - "Союза возвращения на родину", действовавшего при активном участии Болгарской компартии вплоть до переворота в Болгарии 09.06.1923 г.). За это был подвергнут взысканию по суду чести при Совете объединенных офицерских обществ. Жена Евфросинья Львовна и сын были эвакуированы 22 февраля 1920 г. из Новороссийска в Александрию на корабле "Саратов", летом 1920 г. - в Египте (детали биографии А.Н. почерпнуты здесь и здесь)

Из полковников интендантской службы дауншифтером в разнорабочие. Впечатления и ощущения. Тем паче ценные, что наконец нашёлся свидетель "не парижского изводу" - Спижаков проживал и работал в Марселе. Воспроизводится по публикации в газете "Возрождение", Париж, № 1333 от 25 января 1929 г.

Collapse )
Breviarissimus

О гибели руководящего состава завода № 112

Малоизвестная за пределами Нижнего Новгорода печальная история. Да и, признаться, в горьком городе о ней знают (или хотя бы слышали) лишь те, кто имел когда-либо касательство к предприятию "Кр.Сормово" или здешнему краеведению. На краю северной околицы города, окружённое апокалипсического вида промзоной и частным сектором, прячется т.н. "Кооперативное" или Старосормовское кладбище. Официально, судя по бумагам имеющимся в мэрии, его открыли в 1928 г., но поскольку на нём присутствуют явно дореволюционные памятники, верить этой информации я бы не стал. Закрыто в 1973 г., но в семейные участки, к родственникам, до сих пор производятся захоронения - практика была узаконена в 2003 г.

Среди прочих могил известных нижегородцев (см. список на сайте "Н.Некрополя"), особняком выглядит братское захоронение с памятником в виде грубо стилизованной "тридцатьчетвёрки" на пьедестале. В общей оградке с монументом находится еще несколько могил. К концу 90-ых захоронение было загажено бомжами, охотникам за цветметом и бухающей молодёжной нелюдью до скотского состояния, но сейчас мемориал более-менее приведён силами завода "КС" в порядок (подновления/подкраска в 2006 г. и кап.ремонт в 2015-ом).


(источник, фото после работ 2006 г.)

Здесь лежат управленцы, значительная часть руководства "Красного Сормова" (тогда - "Завод № 112"), включая зам.директора по кадрам, главного инженера и главного конструктора, погибшие в авиакатастрофе под Вязниками 7 сентября 1945 г. Нелепая смерть уже после Победы настигла тех, кто так много сделал для её скорейшего наступления.

Подробности трагедии в изложении газеты "Красный сормович", № 39 (16620) от 09.10.2015 г.

Collapse )
Breviarissimus

О сравнении оплаты труда на заводах Рено и Ситроен

Пару месяцев назад мною уже выкладывалась публикация об особенностях трудоустройства русских эмигрантов на автозавод "Рено" в 1925 г. В том числе там были приведены и расценки для неквалифицированной и более-менее образованной рабочей силы, которые практиковались у проклятого буржуина-автомагната. Напомню цифры: "Рабочий день - официально - 8 часов. Когда имеется много заказов, можно, по желанию, работать 10, 11 и даже 12 часов. Начало работ в 7 и 7 с пол. час. На обед полуторачасовой перерыв (с 12 до 1 ч. 30 м.) ... Манёвр получает в среднем 2 фр. 85 с. в час. Редко - ниже: в некоторых ателье - 3 франка. Специалист ("манёвр-спесиализе") зарабатывает от 3 фр. 30 с. до 4 фр. в час."

Теперь сравним стоимость рабочего часа Рено с его извечным конкурентом - автозаводами А.Ситроена, тогда же активно расширявшим производство в Париже. Цит. по: газета "Возрождение", № 462 от 07 сентября 1926 г.

Collapse )

Breviarissimus

О том, как прожить на 1 франк в день

Продолжаем тему быта и повседневной жизни белой эмиграции на заводах Рено. Теперь уже тунисский гастарбайтер делится с изумлённым русским коллегой по цеху опытом минимизации расходов. Как говорится, не приведи Господь так оголодать. Добавлю только, что судя по публикациям в тогдашней прессе, помимо наших соотечественников и выходцев из Северной Африки, множество рабочих мигрантов - особенно в южных регионах Франции - было выходцами из Италии, но таких "высот" в искусстве городского бомжевания сюрвайвинга ни русские, ни потомки латинян не достигали. Позаимствовано в газете "Возрождение", Париж, № 286 от 15 марта 1926 г.


Collapse )

Breviarissimus

О русских на заводах "Рено"

Изучение огромного архива эмигрантской газеты "Возрождение", выходившей в Париже с 1925 года, заставило меня задуматься - а с какого, собственно, момента "белые" поняли (или начали осознавать в более-менее массовом порядке), что изгнание - это навсегда? И прихожу к выводу, что как раз в середине 20-ых гг. В аккурат к первому году издания "Возрождения". Великая депрессия 1929 года, возможно, даже "облегчила" моральные терзания беженцев на предмет бездомности и отверженности, поскольку заниматься самокопанием стало вовсе некогда - безработица и промышленный спад сделали затруднительной всякого рода рефлексию.

Признание СССР Францией в 1924 году начало потихоньку менять сочувственное отношение к эмигрантам на нейтральное, а поскольку левые традиции в этой стране традиционно были сильны, русские начали острее ощущать необходимость в быстрейшей социальной адаптации. Именно с 1925-26 гг. начинаются массовые "призывы" в шофёры такси, устройство быв. подданых Р.И. в рабочие на промышленных производствах и т.п. И если в таксисты, скажем, можно было податься лишь имея уже 5-летний стаж проживания во Франции, то на заводах порядки были либеральнее. Мне уже неоднократно доводилось писать о жизни русских рабочих "Ситроена", металлургических предприятиях Крезо. Ниже предлагается вашему вниманию публикация в "Возрождении" № 66 от 7 августа 1925 г., направленная на ознакомление желающих с процессом трудоустройства на автозавод "Рено" (в лучшие годы здесь работало до 2800 чел. апатридов из России).

Collapse )