Category: театр

Category was added automatically. Read all entries about "театр".

Breviarissimus

О Нижнем: 1848 - 1855 гг. Часть 6-ая.

Воспоминания М.П.Межецкого о нижегородских реалиях эпохи Николая I, вдалеке от столиц. Губернский город, глубинка с претензиями. Забавы ссыльной аристократии, театральная жизнь и пожилая звезда бомонда. Примечаний к этому фрагменту особенно много, но не желающие забивать себе голову подробностями - могут их пропустить.
Начало можно прочитать здесь: 1, 2, 3, 4, 5.

Часть VI.

Collapse )

Breviarissimus

О забытых именах русской эмиграции: Зинаида Узарова

Поскольку в 20-ые гг. ХХ века в эмиграции оказалась едва ли не большая половина творчески активных носителей культуры покойной Российской империи, крупнейших величин искусства и науки Серебряного века, то на выходе получился совершенный нонсенс: государственное образование отсутствует, органов власти - нет, своей экономики как таковой - нет, политика - карликовая, практически полностью инкорпорированная в среду страны пребывания, - а великая культура есть. Уникальная ситуация, породившая феномен сохранения культурного единства в диаспоре, в чуждой этнической и языковой среде: образованный слой эмиграции чувствовал себя выполняющим миссию сохранения России, которую каждый из бежавших унёс в своем сердце. Плюс к тому, подобное мессианство предполагало еще и обогащение мировой культуры достижениями российских изящных искусств, наук и словесности: "Мы не в изгнании. Мы - в послании ...", - гордо заявлял Д.Мережковский. Разумеется, такие выспренные пассажи возглашались известными деятелями эмиграции и в целях самоуспокоения, своеобразной "психотерапии" - апатридам, имевшим в карманах нансеновские паспорта, приходилось мучительно встраиваться в жизнь на "чужих берегах", и лишь малая их часть добилась успеха в этом нелегком предприятии.

Collapse )

Breviarissimus

Об искусстве высокой театральной речи

Вряд ли нужно лишний раз говорить, что театр как вид искусства становится всё более и более далёким от ширнармасс. Станиславского знаем, потому как его в Голливуде почему-то до сих пор ценят, "Юнону и Авось" с плачущим Караченцевым "никогда не забудем", да скандальных мэтров, вроде Р.Виктюка - стараниями бульварной прессы и голубого лобби на слуху держим, - обычный театральный винегрет человека, далёкого от богемы. Имена Качалова, Астангова, Яншина и прочих звёзд русской театральной сцены покрылись пылью забвения. Отгремели давно постановки, "ставившие на уши" всю культурную публику страны, а формулировка "В Малом сегодня дают "Фёдора Иоанновича", вызывает у новейших поколений когнитивный диссонанс. Почему его дают только в Малом, что такое "Малый" и отчего сроки раздачи настолько лимитированы? Ограничение провайдера или причуды правообладателя? Театр сегодня закончился вместе с вешалкой, гримуборными и классическим репертуаром. "Мариинский театр Гергиева" масс-зритель телевизора опознает и прядает ушами, а "театр на Малой Бронной" - нет. Ленсовета, малый, камерный, на северо-западе - мимо, нет такой буквы в этом слове. Мельпомена улетела, бросив нас на попечение Бэтмена и Карлсона.

Лишь одинокие сетевые энтузиасты напоминают нам, иногда, о той или иной дате, связанной с отечественным театром. В данном случае - с Камерным театром. Уважаемый и пытливый eriklobakh пишет: "Сегодня - день рождения Александра Яковлевича Таирова". Одному из самых значимых русских режиссеров исполнилось 125 лет. Здесь можно познакомиться подробнее с судьбой звёздной пары Таиров-Коонен и трагической судьбой их весьма "нереалистичного" театра, столь раздражавшего околостаниславскую общественность и, наконец, закрытого решением ЦК ВКП(б) в 1949 году. Буффонада и трагедия, два главных таировских жанра, дурно сочетались с позднесталинским ампиром ... "Таиров фактически сошел с ума. Каждый день он приходил на вахту театра и спрашивал: «Когда репетиция?» Вахтер отвечал: «А вы у нас больше не работаете». – «Спасибо, – благодарил Таиров, приходил домой и говорил Коонен: – Ты знаешь, у нас сегодня нет репетиции. Но все равно, Алисочка, держи спинку прямо, будь всегда в форме». И на следующий день снова шел на театральную проходную. Когда его увозили в психиатрическую больницу, его провели через сцену его театра, где репетировали другие люди, и в это время играл траурный марш. Таиров пережил свой театр меньше чем на год, он умер в сентябре 1950-го."

Алиса Коонен, великая драматическая актриса русской сцены, пережила, в свою очередь, мужа и ребенка театр на долгих четверть века. Когда-то, в далеком 1933-ем, молодой и горячий Всеволод Вишневский писал именно для неё и под неё центральную роль, Комиссара, в "Оптимистической трагедии", а уже в 1960-ые Коонен прочно забыта. Вычеркнута из оборота советской культуры. Цинический лирик sadalskij вспоминает: "Алиса производила впечатление безумной старухи с выбеленным лицом и нарисованными бровями... мы первокурсники смеялись над ней.. и только потом узнали что это великая актриса". Реликт эпохи, актерская прима со стажем 1914-1949, первая исполнительница Митиль во мхатовской "Синей птице" М.Метерлинка, блистательная Саломея и Мадам Бовари, последние годы жизни великая Коонен подрабатывала чтецом на провинциальных подмостках. Стихи, выразительное чтение наизусть, заплёванный семечками зал скучает. Но хочется верить, что было всё не так, и шквал аплодисментов знаменовал собой финальные строчки каждого произведения. Послушайте, дамы и господа, классику устной выразительной художественной речи. Вам читают Блока. Ганапольские, певцовы, ренаты литвиновы и все косноязычные диджеи с недодикторами могут приникнуть к динамику и внимать: правильный русский язык звучит так!



Из раньшего времени человек.